«АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ»
 
 
 Из сборника "Избранные беседы Иоанна Златоуста"

(Публикуется с сокращениями)

ИОАНН ЗЛАТОУСТ (347-407) – родился в Антиохии в семье императорского воеводы. Изучив риторику и философию, стал адвокатом. В 22-летнем возрасте принимает крещение. В 380 г. посвящен в сан диакона. В 386 г. – в 39-летнем возрасте – возведен в сан пресвитера, с 398 г. – архиепископ константинопольский.
404 г. – репрессирован и отправлен в ссылку.
14 сентября 407 г., в возрасте 60-ти лет отошел в вечность. Последними его словами были: «Слава Богу за все!»
Иоанн Златоуст – самый красноречивый проповедник Восточной церкви.
Беседа I. На слова апостола: "…Во избежание блуда, каждый имей свою жену" (1Кор 7:2).
1 . И сегодня хочу я вести вас к источникам меда, – меда, который никогда не производит пресыщения. <…> Притом мед, будучи сварен, портится, а божественные изречения, будучи усвоены, делаются еще приятнее и полезнее… Например, если ты пошел на зрелище и слушал блудные песни, то такие же слова ты непременно будешь изрыгать и пред ближним; если же ты, пришедши в церковь, участвовал в слушании духовных изречений, то и исходить от тебя будет благое <…>
2 . В мирских собраниях, хотя иногда и говорится что-нибудь доброе, но среди многого дурного <…> а в божественных Писаниях все напротив: <…> они исполнены спасения и великого любомудрия. Таковы и те изречения, которые прочитаны нам сегодня: «…Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор 7:1-2).
Павел преподает закон о браках и не стыдится. Если Господь почтил брак и не постыдился, но украсил брачный пир в Кане и Своим присутствием и подарком, превратив воду в вино – то как стал бы стыдиться рабби, преподавая закон о браке?
Не брак – порочное дело, но порочно прелюбодеяние, а брак есть врачевство, истребляющее блуд. Не будем же бесчестить его диавольскими торжествами, но, как поступили жители Каны Галилейской, так пусть поступают и ныне вступающие в брак: пусть они имеют среди себя Христа.
Но как, скажут, может быть это? Чрез священников. Кто принимает вас, сказал Господь, принимает Меня (Мф 10:40). Итак, если ты отгонишь диавола, если устранишь блудные песни, развратные напевы, непристойные пляски, срамные речи, диавольские обряды, крик, необузданный смех и прочие бесчинства, а введешь святых служителей Божиих, то поистине чрез них будет присущ и Христос. Ибо сказано: «кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне и брат, и сестра, и матерь» (Мф 12:49).
Знаю, что для некоторых я кажусь тяжким и несносным, внушая это и уничтожая древний обычай. Но об этом я нисколько не беспокоюсь, потому, что не в лести от вас, а в пользе вашей я имею нужду. Пусть никто не говорит мне, что таков обычай: где совершается грех, там не упоминай об обычае; но, если совершаемое дурно, то, хотя бы и давний был обычай, оставь его; если же не дурно, то, хотя бы и не было обычая, введи и насади его.
А такие бесчинства не составляют древнего обычая, но суть некоторые нововведения: припомни, как Исаак вступил в брак с Ревекою и как Иаков – с Рахилью. <…> Они учреждали пиршество и обед лучше обыкновенного и близких приглашали на брак, но не было там ни флейт, ни свирелей, ни кимвалов, ни неистовых плясок, ни прочих всех нынешних бесчинств. <…>
Хочешь ли показать гостеприимство, приносящее пользу? Пригласи сонмы бедных. Но ты стыдишься и краснеешь? Что же хуже такого безрассудства, – вводя в дом диавола, не считать этого делом постыдным, а Христа привести стыдиться? Подлинно, как вместе с приходящими в дом бедными приходит Христос, так среди ликующих там шутов и развратников ликует диавол. И притом от этих издержек нет никакой пользы, а напротив, происходит великий вред; а за те издержки ты скоро получишь великую награду.
Никто в городе не делал этого? Но начни ты <…> Бедные, получая милостыню, благословляют и молятся о подаянии множества благ; а те, после пьянства и обжорства, бросают на голову новобрачных всю грязь насмешек, соревнуя в этом друг с другом <…> и это состязание их друг с другом заставляет жениха с невестою испытывать чрезвычайный стыд. <…> Если же кто считает худым предзнаменованием приводить вместо того бедных и станет называть это признаком несчастия, то пусть знает, что кормить не бедных и вдов, а развратных и блудниц, есть предвестие всякой неприятности и бесчисленных зол.
Брак установлен не для того, чтобы мы распутствовали, не для того, чтобы предавались блудодеянию, но чтобы были целомудренными. Послушай Павла, который говорит: во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. (1 Кор 7:2). Так, две цели, для которых установлен брак: чтобы мы жили целомудренно и чтобы делались отцами; но главнейшая из них – целомудрие.
После того, как появилась похоть, введен и брак, пресекающий неумеренность и побуждающий довольствоваться одною женою. А рождение детей, конечно, происходит не от брака, но от слов, сказанных Богом: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт 1:28); это доказывают те, которые, вступив в брак, не делались отцами.
Таким образом, главная цель брака – целомудрие, особенно теперь, когда вся вселенная наполнилась нашим родом. Вначале желательно было иметь детей, чтобы каждому оставить память и остаток после своей жизни. Когда еще не было надежды на воскресение, но господствовала смерть, и умиравшие думали, что после здешней жизни они погибают, тогда Бог давал утешение в детях, чтобы оставались одушевленные образы отшедших, чтобы сохранился род наш, и умиравшие и близкие к ним имели величайшее утешение в их потомках. <…> Когда же наконец воскресение стало при дверях, и нет никакого страха смерти, но мы идем к другой жизни лучшей, нежели настоящая, то и забота о том сделалась излишнею. Если же ты желаешь детей, то можешь приобрести лучших и полезнейших теперь, когда введено некоторое духовное чревоношение, лучшее рождение и полезнейшие питатели старости <…>
Не одинаковое дело – предаваться блуду, не имея жены, или после брака опять делать то же самое. Последнее уже не блуд, а прелюбодеяние. Хотя и странны эти слова, но справедливы.
4 . <…> Вина прелюбодеяния зависит не только от тех, которым наносится позор, но и от тех, которые наносят его. <…> Я прочитаю тебе закон Божий, который равно укоряет и жену и мужа и называет это дело прелюбодеянием. Что хотел он выразить Павел, сказав: «Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу» (1 Кор 7:3)? Неужели то, чтобы он сберегал ей денежные доходы, чтобы хранил в целости приданое? И это все служит знаком любви. Но, апостол говорит о целомудрии и чистоте. Тело мужа уже не принадлежит мужу, но жене. Пусть же он хранит в целости собственность ее, пусть не уменьшает и не повреждает ее. <…> Итак, когда ты видишь блудницу, соблазняющую, увлекающую, жаждущую твоего тела, то скажи ей: это тело не мое, но принадлежит моей жене, я не смею злоупотреблять им и отдать его другой женщине. Так пусть поступает и жена.
В этом между супругами совершенное равенство, хотя в других отношениях Павел отдает большое преимущество мужу и говорит так: «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф 5:33), и еще: «Муж есть глава жены», и еще: «Жены, повинуйтесь своим мужьям» (Еф 5:23,22); также в Ветхом Завете сказано: «К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт 3:16). Почему же здесь <в 1 кор. 7:3> он определил равную взаимность подчинения и господства? <…> Потому что там необходимо превосходство; а здесь, когда дело идет о целомудрии и чистоте, то муж не имеет никакого преимущества пред женою, но подобно ей наказывается, если нарушает законы брака. И весьма справедливо.
<…> Как невозможно, чтобы человек целомудренный презирал свою жену и когда-нибудь пренебрег ею, так невозможно, чтобы человек развратный и беспутный любил свою жену, хотя бы она была прекраснее всех. От целомудрия рождается любовь, а от любви бесчисленное множество благ. Итак, считай прочих женщин как бы каменными, зная, что если ты после брака посмотришь похотливыми глазами на другую женщину, хотя бы общественную, хотя бы замужнюю, ты делаешься виновным в грехе прелюбодеяния. <…>
5 . Хочешь ли узнать в точности, как велико это зло? Представь, какую жизнь ведут те, которые подозревают своих жен, как неприятна им пища, неприятно питье <…> Подумай же, что и жена терпит то же самое, когда слышит от кого-нибудь, или только подозревает, что ты предал себя блудной женщине. Представляя это, не только избегай прелюбодеяния, но не подавай повода и к подозрениям; а если жена будет подозревать несправедливо, то успокой ее и разуверь. Не по вражде или гордости она делает это, но от заботливости и оттого, что очень боится за свою собственность. Твое тело, как я выше сказал, есть ее собственность, и собственность драгоценнее всякого имущества. Не обижай же ее в важнейшем предмете и не наноси ей смертельной раны.
Если презираешь ее, то побойся Бога, мстителя за такие дела, который угрожает невыносимыми наказаниями за такие грехи, потому что о тех, которые осмеливаются делать это, Господь говорит: где червь их не умирает и огонь не угасает (Мк. 9:48). Если же не очень устрашает тебя будущее, то побойся по крайней мере <…> козней распутных женщин. Они, стараясь <…> подчинить своей любви, прибегали к волшебствам, составляли чары и употребляли много обаяний; потом подвергнув его таким образом тяжкой болезни, предав тлению и продолжительному гниению и навлекши на него тысячи зол, лишали настоящей жизни. <…> И кто пожалеет об ужаленном заклинателе змей (Сир. 12:13)?
Не говорю уже о потере имущества, об ежедневных подозрениях, надменности, наглости, оскорблении, которое блудницы делают глупцам; это горче тысячи смертей. От жены часто ты не переносишь и одного тяжелого слова, а перед блудницею, когда она даже бьет тебя, благоговеешь. <…> Хотя бы ты и укрылся от своей обиженной жены, но никогда не укроешься от недремлющего ока.
Со свободною женою и удовольствие, и безопасность, и покой, и честь, и красота, и добрая совесть; а там великая горечь, великий вред, постоянное осуждение.
<…> Тщательно соблюдая эти (1 Кор. 7:2-4) слова, и на площади, и дома, и днем, и вечером, и за столом, и на ложе, и везде, будем и сами стараться, и жен научать, и мы говорить, и нам говорить так, чтобы, целомудренно прожив настоящую жизнь, сподобиться нам и царства небесного, блогодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого и с Которым Отцу, со Святым Духом, слава во веки веков. Аминь.

Беседа II. На слова: "Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия " (1 Кор 7:39-40).
1 . Недавно блаженный Павел преподавал нам закон о браке и правах брака <…> Последуем же за ним и сегодня, и будем беседовать об этом предмете, потому что, следуя за Павлом, чрез него мы непременно будем следовать за Христом, так как и он писал все не сам по себе, а следуя Христу.
<…> Брак есть как пристань, так и кораблекрушение, – не по своему свойству, но по расположению живущих в нем. Кто соблюдает его должным образом по законам, тот после дел на торжище и всех разнообразных зол находит некоторое утешение и отраду в своем доме и в своей жене; а кто принимает на себя это дело необдуманно и как случилось, тот, хотя бы на торжище наслаждался великим миром, по прибытии домой встречает скалы и подводные камни. Поэтому, так как нам предстоит опасность не в маловажном деле, то необходимо со вниманием слушать сказанное и, кто намеревается вступить в брак, делать это согласно с законами Павла, или – лучше – с законами Христа.
Знаю, что многим эти слова кажутся новыми и странными; но, не смотря на это, я не буду молчать, а, наперед прочитав вам закона, потом постараюсь разрешить кажущееся в нем противоречие. Какой же это закон, который предложил нам Павел? Жена, говорит он, привязана законом. Итак, она не должна отделяться от живого мужа, принимать другого супруга, или вступать в другой брак.
И заметь, с какою точностью он употребляет самые выражения. Не сказал: пусть живет вместе с мужем, пока он жив, но что? Жена привязана законом, пока жив муж ее, так что, хотя бы он дал ей запись отпущения, хотя бы она оставила дом и ушла к другому, она связана законом, она и в таком случае – прелюбодейка. Поэтому, если муж захочет отвергнуть жену, или жена оставить мужа, то пусть вспомнит это изречение и представит Павла, который, осуждая ее, вещает: жена привязана законом. Как беглые рабы, хотя оставляют господский дом, влекут за собою и свои цепи, так и жены, хотя бы оставили мужей, имеют вместо цепей закон, который осуждает их, обвиняет в прелюбодеянии, осуждает и тех, которые берут их, и говорит: муж еще жив, и дело это ест прелюбодеяние.
«И кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф 5:32). Когда же, скажешь, можно будет ей вступить во второй брак? Когда она освободится от цепей, когда умрет муж. Объясняя это, апостол не прибавил так: когда умрет муж ее, она свободна выйти, за кого хочет, но: если умрет, – как бы утешая ее во вдовстве и внушая оставаться при прежнем и не соединяться со вторым супругом. Не умер муж твой, а спит. Кто не ожидает спящего? Поэтому он и говорит: если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе.
Не сказал: пусть вступает в брак, чтобы не показалось, будто он заставляет и принуждает; он и не препятствует желающей вступить во второй брак, и не заставляет не желающую, но сказал закон такой: свободна выйти, за кого хочет. Называя ее свободною после смерти мужа, он выразил, что прежде этого, при его жизни, она была рабою; а будучи рабою и подчиненною закону, хотя бы она получила тысячу раз запись отпущения, она по закону виновна в прелюбодеянии.
Рабам позволительно переменять живых господ, а жене непозволительно переменять мужей, при жизни мужа, потому что это – прелюбодеяние. Не указывай мне на законы, постановленные внешними, дозволяющие давать запись отпущения и разводиться. Не по этим законам будет судить тебя Бог в тот день, а по тем, которые Он сам постановил. <…>
2 . Но послушай Христа, Который говорит: «Кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф. 5:32). Для того и пришел Единородный Сын Божий, для того принял зрак раба, для того пролил драгоценную кровь Свою, разрушил смерть, попрал грех, даровал обильнейшую благодать Духа, чтобы возвести тебя к высшему любомудрию.
Впрочем, и Моисей постановил такой закон <о разводных писмах> не без причин, но будучи вынужден снизойти к немощи тех, которым он давал закон. <…> Христос, желая показать, что Моисей не в противоречие Ему написал этот закон, говорит так: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться, но Сотворивший вначале мужчину и женщину кто сотворил их» (Мф. 19:4-19) <…> Самым способом сотворения Он постановил закон, который теперь Я предписываю. Какой же именно? Тот, чтобы ту жену, которая сначала досталась, иметь при себе постоянно; этот закон древнее того, и настолько, насколько Адам древнее Моисея. Так что Я не ввожу нового закона, и не предлагаю странного учения, но такое, которое старее и древнее Моисея.
Не излишне выслушать и сам закон Моисея, который он постановил об этом. <…> Если кто, говорит он, «отвергнет жену и она выйдет из дома его, пойдет, и выйдет за другого мужа, но и сей последний муж возненавидит ее и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, или умрет сей последний муж ее, взявший ее себе в жену, – то не может первый ее муж, отпустивший ее, опять взять ее себе в жену» (Втор. 24:2-4). Потом в знак того, что он не одобряет этого дела и не считает его браком, но снисходит к немощи их, присовокупил: «она осквернена», объясняя самым образом выражения, что второй брак, при жизни первого мужа, есть скорее осквернение, чем брак. Поэтому он и не сказал: по вступлении ее в брак. Потом приводит и причину: сие есть мерзость пред Господом. Так говорит Моисей; а пророк Малахия гораздо яснее Моисея <…> «…Не поступай вероломно против жены юности своей», – и, желая показать, сколь велико это зло, и лишить сделавшего это всякого оправдания, дальнейшими словами усиливает осуждение, продолжая так: «она подруга твоя и законная жена твоя». <…>
3 . Ко всему этому Малахия прибавляет то, что важнее всего – достоинство Создателя, что означают слова: «не иной сотвори». Ты не можешь, говорит, сказать, что тебя сотворил Бог, а ее – не Бог, но некто другой, низший Его, потому что Один и Тот же привел в бытие их обоих; итак, если не по чему другому, то по уважению к этому питай к ней любовь. <…>
Будем же повиноваться такому прекрасному закону и хранить себя от всякого стыда, не будем отвергать своих жен, ни принимать отвергнутых другими. С каким лицом ты будешь смотреть на мужа этой жены, какими глазами-на его друзей и слуг? Если по смерти супруга взявший его жену, увидев потом пред собою одно только изображение его, испытывает тяжелое и неприятное чувство, то видящий живого мужа своей сожительницы какую будет вести жизнь? Как будет входить в дом? С какими мыслями, какими глазами будет видеть в жене его свою? Точнее, отпущенную никто не мог бы справедливо назвать женою ни его, ни своею, потому что прелюбодейка – ничья жена. Она и в отношении к тому нарушила условия, и к тебе пришла не согласно с законами. Каким же было бы безумием – вводить в дом то, что исполнено таких зол! <…>
В самом деле, что скажем мы тогда Имеющему судить нас, когда, представив закон и прочитав, Он скажет: «Я повелел не брать отпущенной жены, сказав, что это дело – прелюбодеяние; как же ты осмелился вступить в запрещенный брак?» Что мы скажем и что будем отвечать? Там уже нельзя сослаться на светские законы, но необходимо в молчании и связанными идти в геенский огонь вместе с прелюбодеями и осквернившими чужие браки. <…>. Ведь что мы можем сказать, на что сошлемся, решаясь на такие дела? Какой представим благовидный предлог? – Естественное пожелание? – но пред нами стоит данная нам жена и лишает нас этого оправдания.
Но что я говорю об имеющих жен? Представь себе людей, постоянно живущих в девстве, совершенно не причастных браку и оказывающих великое целомудрие. Если же другие без брака остаются целомудренными, то какое можешь получить прощение ты, блудодействуя в браке?
Пусть выслушают это и мужья и жены, и вдовы и замужние: ко всем, говорит Павел, и относится этот закон: жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. <…>
Как апостол поступил в отношении к браку и девству, так и в отношении к первому и второму браку. Как там он не запретил брака, чтобы не обременять немощнейших, и не поставил его в непременную обязанность<…> так точно и здесь опять он предлагает нам другие степени, объясняя, что вдовство лучше и выше, а второй брак - хуже и ниже, и таким образом ободряя сильнейших и не желающих унижаться, и вместе не попуская пасть слабейшим. Сказав: «блаженнее, если останется так», и предупреждая, чтобы ты не подумал, будто это закон человеческий, услышав слова его: по моему совету, он присовокупил: думаю, и я имею Духа Божия (1 Кор. 7:40). Поэтому ты не можешь сказать, что это – мнение человеческое, но это - определение благодати Духа и закон божественный. Итак, не будем думать, что это - слова Павла, но – Утешителя, который преподает нам такой закон. Если же он говорит: думаю, то говорит не как не знающий, но как умеренный и скромный.
Таким образом, о том, что она блаженнее есть, он сказал; а как блаженнее, об этом не прибавил, сделав достаточное указание в том, что он преподает определение Духа. <…> «…Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль». Этим одним простым словом он предоставил благоразумному слушателю припомнить все: и болезни рождения, и воспитание детей, и заботы, и болезни, и безвременные смерти, и несогласия, и ссоры, и угождение бесчисленному множеству мнений, и ответ за чужие грехи, и принятие бесчисленных скорбей в одну душу. От всех этих зол избавляется избравшая девство, и вместе с избавлением от неприятностей имеет в надежде великую награду в будущей жизни.
Зная все это, постараемся довольствоваться первым браком; если же готовимся вступить во второй, то – надлежащим образом и с должным настроением, по законам Божиим. Поэтому апостол и сказал: свободна выйти, за кого хочет, и присовокупил: только в Господе, предоставляя свободу и вместе ограждая эту свободу, уступая власть и вместе полагая этой власти пределы и законы со всех сторон
<…> Не станем же срамить свою жизнь, проводить смешной образ жизни, осквернять тело, носить в душе нечистую совесть.
<…> Какое же есть средство омовения от этого греха? Горячие источники слез, воздыхания, исходящие из глубины сердца, постоянное сокрушение, усердные молитвы, милостыни и щедрые милостыни, осуждение сделанного, решимость больше не делать таких дел; так грех существенно смывается, так очищается нечистота души; а если мы не сделаем этого, то хотя бы побывали во всех источниках рек, мы не будем в состоянии смыть и малой части этого греха. Итак, гораздо лучше – и не испытывать этого отвратительного греха.
<…> Будем проводить жизнь в целомудрии, в честности и в прочих добродетелях, чтобы, снискав себе милость Божию, удостоиться нам царства небесного, блогодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки веков. Аминь.

Беседа III. О том, каких должно брать жен
1 . <…> Когда мы много говорили вам о браках, доказывая, что отвергать жен или брать отвергнутых, при жизни прежних мужей их, значит несомненно прелюбодействовать, и читали закон Христов, который говорит: а Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать (Мф. 5:32), - тогда я видел, как многие, поникнув головою, ударяли себя по лицу и не могли подняться,-тогда и я, воззрев на небо, сказал: благословен Бог, что мы проповедуем не мертвым ушам, но слова наши достигают души слушателей с великою силою. <…>
Поэтому и теперь я буду беседовать с вами о том же предмете, чтобы желающие вступить в брак, приступали к этому делу с всякою осмотрительностью. <…> Ведь худой дом можно опять продать, и раба, оказавшегося негодным, можно опять отдать продавшему, а взявшему жену нельзя опять отдать ее давшим, но совершено необходимо иметь ее при себе до конца, или, отвергнув ее за пороки, сделаться виновным в прелюбодеянии по законам Божиим.
Итак, когда ты намереваешься взять жену, то прочитай не внешние только законы, но еще прежде них законы, находящиеся у нас, потому что по этим, а не по тем, будет судить тебя Бог в тот день; первые (законы), быв пренебрегаемы, часто причиняли денежный убыток; а последние, быв оставлены в пренебрежении, навлекают на душу неизбежные наказания и неугасимый огонь.
2 . <…> Увещеваю и советую тем, которые намереваются взять жен, обратиться к блаженному Павлу, прочитать написанные им законы о браках и, узнав наперед, что повелевает он делать, когда случится жена злобная, коварная, преданная пьянству, злословная, безумная или имеющая какой-нибудь другой подобный недостаток, потом и рассуждать о браке.
Если ты увидишь, что он предоставляет тебе власть отвергать одну жену, когда найдешь в ней один из этих недостатков, и брать другую, то благодушествуй, избавившись от всякой опасности; а если он не позволяет этого, но повелевает жену, имеющую все прочие недостатки, кроме прелюбодеяния, любить и держать в своем доме, то охрани себя так, чтобы быть готовым переносить всю злобу жены. Если же это тяжело и трудно, то сделай все и прими все меры, чтобы взять жену добрую, благонравную и послушную, зная, что должно быть одно из двух, или, взяв дурную жену, переносить ее злобу, или, не желая этого и отвергнув ее, быть виновным в прелюбодеянии: «Кто разводится с женою своею, говорит Господь, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф. 5:32).
Обсудив это хорошо прежде брака и узнав эти законы, будем всячески стараться, чтобы вначале брать жену с добрым настроением и соответствующую нашим нравам; взяв такую, мы получим не только ту пользу, что никогда не отвергнем ее, но и будем любить ее с великою силою - так, как повелел Павел. Он, сказав: мужья, любите своих жен, не остановился только на этом, но показал нам и меру любви: как и Христос возлюбил Церковь (Еф. 5:25). А как, скажи мне, Христос возлюбил церковь? Так, что предал Себя за нее. Поэтому, хотя бы надлежало умереть за жену, не отказывайся.
Если Господь так возлюбил рабу, что предал за нее Себя самого, то тем более тебе должно так любить подобную тебе рабу. Но посмотрим, красота ли этой невесты и добродетель ее души привлекли Жениха? Нельзя сказать это. Напротив, она была безобразна и нечиста, о чем можешь узнать из дальнейшего. Сказав: «Себе предал за нее», апостол присовокупил: «чтобы освятить ее, очистив банею водною» (Еф. 5:26). Словами «очистив ее» он выразил, что прежде она была нечиста и осквернена, и притом не незначительною, но крайнею нечистотою, потому что она осквернялась смрадом и дымом, огнем и кровью, и множеством других подобных нечистот. Однако Он не отвратился от ее безобразия, но изменил неприятный вид ее, пересоздал, исправил, простил ее грехи. Ему подражай и ты.
Хотя бы множество грехов сделала против тебя супруга твоя, все отпусти и прости; хотя бы ты взял ее неблагонравною, исправь ее добротою и кротостью, как и Христос – Церковь. Он не только смыл ее нечистоту, но изгладил и старость, истребив ветхого человека, состоящего из грехов. Выражая также и это, Павел говорит: «чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока» (Еф. 5:27). Он сделал ее не только прекрасною, но и молодою, не по свойствам тела, но по расположению воли. И не только то удивительно, что Он, взяв некрасивую, безобразную, гнусную и старую, не отвратился от ее безобразия, а еще предал Себя за нее на смерть и даровал ей невыразимую красоту, но и то, что и впоследствии, видя ее часто оскверняющеюся и получающею нечистоту, Он не отвергает и не отстраняет ее от Себя, но постоянно врачует и исправляет.
Сколько людей, скажи мне, после принятия веры согрешали? Однако Он не отвратился от них. Например, у коринфян блудник был членом церкви, но Бог не отсек его, а исправил. Церковь галатская вся отступила и впала в иудейство; однако Он не отверг ее, но, исцелив ее чрез Павла, возвел в прежнее состояние.
Как в телах наших, когда случится болезнь, мы не отсекаем члена, но истребляем болезнь, – так будем поступать и с женою. Если будет в ней какой-нибудь порок, то не жену отвергай, но истребляй этот порок. Жену можно исправить, а поврежденный член часто невозможно излечить; и однако мы, зная, что повреждение его неисцельно, несмотря на то, не отсекаем его; часто многие, имея кривую голень, хромую ногу, сухую и омертвевшую руку или ослепший глаз, ни глаза не вырывают, ни ноги не отсекают, ни руки не отрезывают, но видя, что для тела нет от них никакой пользы, а напротив причиняется великое безобразие для прочих членов, продолжают иметь их по связи с прочими членами. Поэтому не безрассудно ли, – там, где исправление невозможно и пользы нет никакой, оказывать такую попечительность, а где добрые надежды и удобное исправление, там не употреблять врачевания? Поврежденное от природы восстановить невозможно, а волю развращенную исправить возможно.
3 . Если же скажешь, что и жена твоя больна неисцельно, и не смотря на великую попечительность твою не оставляет своего нрава, и тогда не должно отвергать ее, потому что и член больной неисцельно не отсекается. А она - член твой: да будут, сказал Господь, двое одна плоть (Быт. 2:24).
Притом от попечения о члене нам не будет никакой пользы, если он останется болен неисцельно; а за жену, если она остается неисцельно больною, предстоит нам великая награда за то, что мы учим, руководим ее. Хотя бы она не получила никакой пользы от нашего наставления, мы получим от Бога великую награду за терпение, за то, что по страху пред Ним мы оказывали такое терпение, кротко переносили злобу ее и держали ее, как член свой.
Жена – необходимый член наш, и потому особенно должно любить ее. Этому самому научая, и Павел говорил: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его» (Еф 5:28-30).
<…>Поэтому, начиная с благодеяний Христовых, он предлагает увещание так: любите своих жен, как Христос возлюбил Церковь; потом со стороны человеческой: так мужья должны любить своих жен, как свои тела; далее опять со стороны Христа: потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его, затем опять со стороны человеческой: посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей; и прочитав этот закон, говорит: тайна сия велика (Еф. 5:25-32). Почему, скажи мне, она велика?
Как оставляющие родителей оба прилепляются друг к другу и союз их бывает сильнее столь долговременной привычки <к родителям>, и сознавая, что это не дело человеческое, но Бог внедрил такую любовь и устроил, что и отдающие детей родители и отдаваемые дети делают это с радостью, Павел говорит: тайна сия велика. <…>
Потом, замечая, что это же произошло и со Христом и в особенности с Церковью, апостол изумился и удивился. Как же это произошло со Христом и Церковью? Как жених, оставив отца, приходит к невесте, так и Христос, оставив престол Отца, пришел к невесте; не нас возвел горе, но Сам пришел к нам. Впрочем, когда ты слышишь, что Он оставил (Отца), разумей не переселение Его, но снисхождение, потому что, и будучи с нами, Он был вместе с Отцом. Поэтому апостол и говорит: тайна сия велика. Она велика и в отношении к людям; а когда Я вижу, что это же самое произошло со Христом и Церковью, тогда я изумляюсь, тогда удивляюсь. Вот почему, сказав: Тайна сия велика, - присовокупил, – я говорю по отношению ко Христу и к Церкви (Еф. 5:32).
Итак, зная, сколь великое таинство - брак, и какого события он есть образ, не рассуждай о нем просто и как случится, и не ищи обилия богатства, намереваясь взять невесту. Брак надобно считать не торговлею, а союзом жизни.
4 . Я слыхал многих, которые говорили: такой-то, быв бедным, сделался богатым посредством брака; взяв богатую жену, он разбогател и теперь наслаждается. Что говоришь ты, человек? Ты хочешь получить прибыль от жены, и не стыдишься, не краснеешь, не скрываешься в землю, изыскивая такие способы приобретения? Это ли слова мужа?
Жене свойственно только сберегать собираемое, сохранять доходы, заботиться о доме; для того Бог и дал ее, чтобы она помогала нам в этом и во всем прочем. Так как наша жизнь состоит из дел из двоякого рода, общественных и частных, то Бог, отделив одни от других, предоставил жене попечение о доме, а мужьям – все дела гражданские, дела на площади, судебные, совещательные, военные и все прочие. <…> Жена заботится обо всем таком, за что приниматься мужу и не прилично, и не удобно, хотя бы он употреблял много усилий. Подлинно, и то – дело помышления и премудрости Божией, – что полезный в важнейших делах бывает несведущим и бесполезным в менее важных, чтобы необходимо было и занятие жены.
Если бы Он создал мужа способным к тому и другому, то женский пол был бы в презрении; с другой стороны, если бы жене предоставил большее и полезнейшее, то жены стали бы надмеваться великою гордостью. Поэтому Он и не дал того и другого одному, чтобы другой пол не был унижен и не казался лишним, и не предоставил того и другого обоим равно, чтобы опять от равенства не произошло какой-нибудь борьбы и состязания <…> Зная это все, будем одного только искать (в женах) – душевной добродетели и благородства нравов, чтобы наслаждаться миром, чтобы утешаться взаимным согласием и постоянною любовью.
Кто взял богатую жену, тот взял себе более госпожу, нежели жену. Если жены и без того бывают исполнены гордости и склонны к честолюбию, то, когда и то будет им прибавлено, как они могут быть сносными для супругов? А кто взял жену равную по состоянию, или беднейшую, тот взял себе помощницу и сотрудницу и внес в дом все блага, <…>
Нет никакой пользы от богатства, если мы не найдем доброй души. И как ненасытные из торговцев, наполнив корабль бесчисленными тяжестями и наложив груз больше его силы, потопляли корабль и теряли все, так точно и вступающие в чрезмерно богатые браки, думая увеличить свое состояние посредством жены, часто теряют и то, что имели.
5 . <…> Какая же причина брака и для чего Бог установил его? Послушай Павла, который говорит: но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа (1 Кор 7:2). Не сказал: для избежания бедности или для приобретения богатства. А что? Для того, чтобы избежать блудодеяния, чтобы обуздывать пожелания, чтобы жить целомудренно, чтобы угождать Богу, довольствуясь собственною женою. Таков дар брака, таковы плоды его, такова польза от него.
Итак, не ищи меньшего, оставив большее; богатство гораздо меньшее целомудрия.
А что это справедливо, для примера я упомяну об одном браке. «И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его <…> клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему [Исааку] жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу, но пойдешь в землю мою, на родину мою [и к племени моему], и возьмешь [оттуда] жену сыну моему Исааку <…> Господь, Бог неба [и Бог земли] <…> пошлет Ангела Своего пред тобою, и ты возьмешь жену сыну моему [Исааку] оттуда»» (Быт. 24:1-7).
Видишь ли добродетель этого праведника, как он заботился о браке? <…> Он ищет женщины не богатой, не красивой, но с благородными нравами, и потому послал слугу в столь дальний путь. <…> Потом и этот, прибыв в тамошнюю страну, не пошел ни к кому из жителей того города, ни с кем из людей не стал разговаривать, не созвал женщин; но посмотри, как и он, оставаясь верным, держался того посредника, которого получил, беседовал с Ним одним. <…>
6 . Далее, чтобы ты не подумал, будто он требует от Бога, как долга, выслушай следующее: «Сотвори милость с господином моим Авраамом <…> Вот, я стою у источника воды, и дочери жителей города выходят черпать воду; и девица, которой я скажу: наклони кувшин твой, я напьюсь, и которая скажет [мне]: пей, я и верблюдам твоим дам пить, [пока не напьются,] – вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку; и по сему узнаю я, что Ты творишь милость с господином моим [Авраамом] (Быт. 24:13,14).
Что делаешь ты, слуга? Для господина своего ищешь ты жену столь уничиженную, занимающуюся водоношением? Да, говорит; он не послал ведь меня искать обилия богатства, ни знатности происхождения, но благородства души. Часто многие из таких, которые носят воду, вполне обладают добродетелью, а другие, живущие в великолепных домах, бывают хуже и негоднее всех.
Далее, откуда узнаешь ты, что она – женщина добродетельная? По этому признаку, говорит, который я высказал. А что это за признак добродетели? Величайший и несомненный. Это – признак гостеприимства, великий и самый очевидный. Смысл слов его, хотя выраженный не теми же словами, следующий: я ищу такой девицы, которая так гостеприимна, что не отказывает ни в какой услуге, какую может оказать. И не без причины он искал этого.
Слуга был из такого дома, который особенно отличался делами гостеприимства, и потому старался прежде всего найти такую девицу, которая нравом сходствовала бы с его господами. Мы намерены, говорит, вести ее в дом, открытый для странников; поэтому, чтобы не происходило вражды и ссоры, – если муж ее станет делиться с другими своим имуществом, подражая отцу, и принимать стражников, а она, по своей излишней бережливости, станет останавливать и удерживать его, как часто бывает во многих домах.
<…> Гостеприимной душе свойственно не только давать просимое, но предлагать и больше просимого.
И ты, когда намереваешься взять жену, не прибегай к людям, или к женщинам, торгующим чужими несчастиями и ищущим только одного, как бы им самим получить награду, но прибегай к Богу. Он не постыдится быть устроителем твоего брака. Он сам дал такое обещание: ищите Царствия Небесного, и это все приложится вам (Мф. 6:33). Не говори: как я могу видеть Бога? Разве будет Он разговаривать со мною и открыто беседовать, чтобы я мог подойти и спросить Его? Это – слова неверующей души. Бог скоро и без разговора может устроить все, что захочет, как было и при этом случае.
Слуга не слышал голоса и не видел никакого видения, но стоя у источника молился, и тотчас получил просимое: «Еще не перестал он говорить [в уме своем], и вот, вышла Ревекка <…> и кувшин ее на плече ее; девица была прекрасна видом, дева, которой не познал муж» (Быт. 24:15-16). Для чего говорим о телесной красоте? Для того, чтобы ты узнал ее превосходное целомудрие, чтобы убедился в душевной красоте ее. Дивно целомудрие; но оно гораздо удивительнее, когда соединяется с наружною красотою.
7 . Не напрасно Писание дважды называет ее девою. Сказав: девица была прекрасна видом, оно прибавило: дева, которой не познал муж. Так как многие из девиц, сохраняя тело свое нерастлевшим, имеют душу исполненную великого разврата, украшаются, чтобы привлечь к себе отовсюду толпы поклонников, и обольщают взоры юношей, строя им козни и вовлекая их в пропасти, то Моисей, желая показать, что она не была такова, но была девицею в обоих отношениях, по телу и по душе, говорит: дева, которой не познал муж.
В самом деле, <…> не достойно ли великого удивления, когда она не испортилась нравами ни от частных выходов, ни от красоты лица, ни от множества встречавшихся и ни от чего другого, но оставшись нерастленною и по телу и по душе, и сохранив целомудрие лучше тех, которые сидят в женских покоях, пребыла такою, какой ищет Павел, когда говорит: да будет свята телом и духом (1 Кор. 7:34)? Она сошла к источнику, наполнила кувшин свой и пошла вверх. «И побежал раб навстречу ей и сказал: дай мне испить немного воды из кувшина твоего. Она сказала: пей, господин мой. И тотчас спустила кувшин свой на руку свою и напоила его. И, когда напоила его, сказала: я стану черпать и для верблюдов твоих, пока не напьются [все]. И тотчас вылила воду из кувшина своего в поило и побежала опять к колодезю почерпнуть [воды], и начерпала для всех верблюдов его» (Быт. 24:16-20).
Велико гостеприимство этой женщины, великое целомудрие <…> Как в том случае, если бы она первая подошла и стала разговаривать с незнакомім мужчиной, она показала бы наглость и бесстыдство, так в том случае, если бы она отказала ему в его просьбе, обнаружила бы жестокость и бесчеловечие. <…>
Хотя предложенное ею была вода, но она угостила доброго человека тем, больше чего не могла предложить ему <…> и для всех верблюдов налила воды, предприняв такой труд и с великою охотою исполнив телесное служение, по гостеприимству.
Не дело только, но и готовность служит доказательством ее добродетели; и человека незнакомого и в первый раз встретившегося тогда она называет господином <…> Она хорошо знала, что чужестранец стыдлив больше всех и потому имеет нужду в великой приветливости и непытливой скромности; и если мы станем расспрашивать его и разведывать, то он тяготится и уклоняется и приходит с неудовольствием. Поэтому ни она не поступила так с этим человеком, ни свекор ее не поступал так с странниками<…>.
8 . Вот почему он принял некогда и ангелов; а если бы он стал разведывать, то дарованная ему награда была бы уменьшена. Подлинно, мы удивляемся ему не за то, что он принял ангелов, но за то, что принял, не зная их. Если бы он угостил, зная их, то не сделал бы ничего удивительного, так как достоинство принятых могло побудить человека самого не сострадательного и каменного к человеколюбию и благотворительности; но удивительно то, что он, считая их за некоторых прохожих, предложил им такое угощение. Такова была и эта девица. <…>
Когда она напоила его, он не остановился на этом, но сказал ей: «чья ты дочь? скажи мне, есть ли в доме отца твоего место нам ночевать?» Что же она? Как прежде она дала ему больше, чем он просил: он просил только места, а она предложила и соломы и сена и многого другого<…>.
Не будем же слушать это небрежно и просто, но, размышляя с собою о себе самих и сравнивая себя с ними, станем таким образом изучать добродетель этой женщины. Мы часто негодуем, принимая каких-нибудь знакомых и родственников, и тяготимся, если они проживут у нас один или два дня…
<…> Когда же он вошел в дом, посмотри, как он оказал еще большее благоразумие. Ему предложены были хлебы, но он сказал: не стану есть, доколе не скажу дела своего (Быт 24:33). Посмотрим, как он говорит им. <…> Оставив человеческие преимущества Авраама (богатство, власть), он возвеличил его со стороны вышнего благоволения: «Я раб Авраамов; Господь весьма благословил господина моего, и он сделался великим: Он дал ему овец и волов, серебро и золото, рабов и рабынь, верблюдов и ослов» (Быт 24:34-35). Упоминает о богатстве не для того, чтобы представить его богатым, но - благочестивым, потому что желает восхвалить его не тем, что он приобрел, но что получил это от Бога. Потом говорит о женихе. Сарра, жена господина моего, уже состарившись, родила господину моему [одного] сына, которому он отдал все, что у него (Быт 24:36). Здесь он указывает на образ рождения этого сына, выражая, что и рождение его произошло по Божию помышлению об Аврааме, а не естественным порядком.
Так и ты, когда ищешь жениха, или невесты, прежде всего другого обращай внимание на то, благочестивы ли они, почивает ли на них великое благоволение свыше. Если это есть, то последует и все прочее; если же этого нет, то хотя бы житейские блага были у них в великом изобилии, не будет никакой пользы.
Далее, чтобы не сказали: почему же он не взял никакой из туземных женщин, раб говорит: и взял с меня клятву господин мой, сказав: не бери жены сыну моему из дочерей Хананеев, в земле которых я живу, а пойди в дом отца моего и к родственникам моим, и возьмешь [оттуда] жену сыну моему (Быт. 24:37-38).
Впрочем, чтобы нам, рассказывая все это событие, не показаться скучными, перейдем к концу рассказав, как он остановился у источника, как попросил пить у девицы, как она дала больше просьбы, как при этом Бог был посредником, и обо всем рассказав с точностью, он кончил речь свою. Те выслушав все это, не стали сомневаться и не остались невнимательными, но как бы по мановению Бога, подвигшего их душу, тотчас обещали отдать дочь свою (Быт. 24:50,51).
Кто не изумится, кто не подивится, сколько и каких препятствий уничтожено в одно мгновение! Подлинно, и то, что он был чужестранец, раб и неизвестный, и что было велико расстояние пути, и что не были известны ни свекор, ни жених, и никто другой из их родственников. Ооднако, ничто не воспрепятствовало, но все это оказалось легким и родители смело вверили ему невесту, как бы человеку знакомому, живущему вблизи и издавна обращавшемуся с ними.
А причиною было то, что Бог был среди них. Как тогда, когда мы делаем что-нибудь без Него хотя бы все было легко и удобно, мы встречаем пропасти, стремнины и бесчисленные неудачи; так тогда, когда Он присутствует и содействует, хотя бы предстоящие дела были самые затруднительные, все становится легким и удобным. Не будем же ничего ни делать, ни говорить прежде, нежели призовем Бога и испросим Его содействия во всех делах наших, как поступил и этот раб.
9 . Посмотрим, каким образом он совершил брак, когда получил невесту. Взял ли он в собою кимвалы, свирели, плясунов, тимпаны, флейты и другие выдумки? Ничего такого <…> Так и была везена невеста <…> облеченная не золотыми одеждами, но целомудрием, благочестием, гостеприимством и всеми другими добродетелями <…>
Итак, сидя на верблюде, она приближалась к той стране; но прежде, чем достигла ее, взглянув, увидела Исаака, и соскочила с верблюда. <…> Так велика была у них сила вместе с целомудрием. «И сказала рабу: кто этот человек, который идет по полю навстречу нам? Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало и покрылась» (Быт 24:65). Посмотри, как во всем обнаруживается ее целомудрие, как она была скромна, как была стыдлива. И ввел ее Исаак в шатер Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил ее; и утешился Исаак в печали по [Сарре,] матери своей (Быт. 24:67).<…>
Это сказал я не для того, чтобы вы только слышали или, выслушав, только хвалили, но чтобы вы подражали этому. Отцы подражайте попечительности праотца, с какою он старался найти женщину неиспорченную, искал не богатства, не знатности рода, не красоты телесной и ничего другого, но только благородства души; а матери так же воспитывайте дочерей своих.
И вы, женихи, намереваясь вступить в брак, вступайте с такою же благопристойностью, устраняя пляски, смех, срамные речи, свирели, флейты, диавольские изобретения, и все прочее, но всегда призывая Бога быть посредником во всех делах ваших.
Если мы так станем устроять дела свои, то никогда не будет ни развода, ни подозрения в прелюбодеянии, ни повода к ревности, ни ссоры и вражды, но будем наслаждаться великим миром и полным согласием; а за этим конечно последуют и другие добродетели. Как тогда, когда жена враждует с мужем, не бывает ничего хорошего в доме, хотя бы все другие дела шли успешно, так тогда, когда она единодушна и согласна с ним, не будет ничего неприятного, хотя бы ежедневно поднимались бесчисленные бури. <…>
Если таким образом будут совершаться браки, то и детей мы будем в состоянии руководить к добродетели с великою легкостью. <…>
И когда Бог принимает участие в таком добром домостроительстве и упражняет души детей, тогда не будет ничего неприятного, домашние дела потекут благоуспешно, при таком настроении предстоятелей дома, и каждый вместе с домом, т. е. женою своею, детьми и прислугою, может и здешнюю жизнь провести со всею безопасностью, и войти в царство небесное, которого да сподобимся все мы блогодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым и Животворящим Духом, слава и держава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.