«АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ»
 
 
Старец Иероним некоей замужней женщине дал следующие советы: “Слушай своего мужа, уважай его и ставь выше себя. Он многое познал. Не проси у него ничего. Бог дал тебе детей-ангелочков. Посмотрим, какими ты их сделаешь. Родители несут большую ответственность за своих детей. Я знаю одну женщину, у которой сын непослушный. День и ночь она молится за него. Я ей сказал: “Богу ты покажешь либо спасенное дитя, либо раны на своих коленях”.
Когда родители нерелигиозны, “ребенок не должен исполнять злые их пожелания, но должен хранить заповеди и исполнять волю Божию, - говорил старец Евсевий. - Потому что первая и большая заповедь, как учит Священное Писание, - это любовь к Богу и послушание Ему, которое выше любви и послушания родителям, родственникам, друзьям и любому любимому человеку или земному интересу”.
О воспитании детей старец Паисий говорил: “Первую духовную простуду дети схватывают благодаря открытым дверям чувств родителей. Больше всего их простужает мать, когда она не одета в скромность и опустошает своим поведением детей”. “Святая жизнь родителей извещает души детей, и они, естественно, вырастают послушными и благоговейными, без душевных повреждений, и дети радуют родителей, радуют и родители детей и в сей жизни, и в другой, вечной, где они снова вместе возрадуются”.
Старец Филофей поучал: “Родители пусть воспитывают своих детей с колыбели. Пусть они учат их страху Божию, пресекают их злые стремления и порывы, пусть не заискивают перед ними и не удовлетворяют их дурных пожеланий и вкусов. Как мягкий воск, который ты лепишь, как хочешь, принимает любую печать, так и из маленького ребенка ты можешь вылепить все, что пожелаешь. Буквы, написанные на чистой бумаге, останутся неизгладимыми. И то, что узнает маленький ребенок, неизгладимо останется с ним до старости”. “Если на дерево, когда оно мало, подует ветер и согнет его, а мы подставим столбик, то оно станет прямым, если же мы не подставим столбик, то оно навсегда останется кривым. Если оно вырастет и хорошо укоренится, а мы захотим его выровнять, тогда оно трескается и ломается. Так и наши дети. Когда они малы, будем укреплять их в вере и страхе Божием. Соорудим для них ограду и воздвигнем для них стену из поучений и добрых примеров, доколе они не укоренятся в добродетели, когда им не будет страшна никакая опасность”.
Интересны следующие советы старца Порфирия родителю, воспитывающему детей: “Не дави на своих детей. То, что хочешь им сказать, говори с молитвой. Дети не слышат ушами. Только когда приходит Божественная благодать и просвещает их, они слышат то, что мы хотим им сказать. Когда хочешь что-нибудь сказать своим детям, скажи это Богородице, и Она все устроит. Эта молитва твоя будет как духовная ласка, которая обнимет и привлечет детей. Иногда мы их ласкаем, а они сопротивляются, в то время как духовной ласке они не противятся никогда”. “Родители, у которых трудные и грубые дети, пусть не обвиняют самих детей, но того, кто стоит за их спинами, - дьявола. С дьяволом же мы можем воевать только тогда, когда становимся святыми”.
О воспитании детей старец Епифаний говорил родителям: “Больше говорите Богу о ваших детях, чем детям о Боге”. “Душа юного жаждет свободы, поэтому он с трудом принимает разнообразные советы. Вместо того чтобы постоянно давать ему советы и порицать за любую мелочь, возложи это на Христа, Богородицу и на святых и проси Их образумить его”. “С детьми обращайтесь, как с жеребятами, то подтягивая, то ослабляя уздечку. Когда жеребенок брыкается, не отпуская уздечку, ослабим ее, иначе же он ее порвет. И, когда он спокоен, тогда потянем за уздечку и поведем его, куда пожелаем”. “Родители должны любить своих детей как детей, а не как своих идолов. То есть ребенка пусть они любят таким, какой он есть, а не таким, каким бы они хотели его видеть - похожим на них”. А старец схимонах Паисий Афонский так говорил : “Мы должны помогать нашим детям до определенного момента. А потом, в дальнейшем, вверять их Богу. Ангел-хранитель рядом”.
“Сейчас, когда ваши дети еще маленькие, вы должны им помочь понять, что такое добро. А это и есть глубочайший смысл жизни”.
Еще сказал старец: “Я вижу, что сегодняшняя молодежь творит столько бесчинств, чтобы получить удовольствия, тогда как в духовной жизни они получили бы гораздо более глубокие Божественные радости. В удовольствиях человек может прожить минуту, десять минут, десять дней и целый год. Но с тех пор, как он их испытывает, он часто спрашивает, неужели в раю есть нечто лучшее, чем то, что он переживает здесь? Ныне молодые полагают, что получают что-то. Они напоминают голодных детей, которые подбирают то, что выбросили солдаты-оккупанты. Они грызут это и воображают, что нечто получили, тогда как это ничто...”.
А о. Иоанн (Крестьянкин), за советом к которому сегодня ездят в Псково-Печерский монастырь православные со всего мира, о воспитании детей говорит так: “Вспоминая благочестивую семью Иоакима и Анны и рожденную ими благословенную Дщерь, не оглянемся ли мы на себя, на наше время с его духом разорения, а не созидания. И не зададим ли себе вопрос: в чем причина, где корень жестокой и мрачной непогоды, обступившей мир и ставящей его на край гибели?
Не мы ли - разорители домашней церкви, не мы ли - нарушители старинных правил семейного порядка, не мы ли - отдавшие чад своих на воспитание в страну далече, где питают их волчцами и тернием и уводят от Отца Небесного, уводят от родителей земных.
Жизнь - трудное дело. И она становится невыносимо трудна, когда из нее изгоняется Бог. Ведь когда изгоняется Бог из дома, на Его место приходят злейшие духи, сеющие свои смертоносные плевелы. Мрак и тьма давно начали осуществлять свои смертоносные планы, восстав на семью, на материнство, которое кроет в себе будущее мира - воспитание потомства.
И надо нам с вами это понимать, ибо это - наше настоящее и наше будущее. И в этом наша ответственность пред Богом. Ответственность страшная!..
А сколько слез и сердечной боли стоило материнскому сердцу видеть, как то немногое, что удавалось сделать дома, в семье, вытаптывалось в душе ребенка в школе.
И лились слезы, лились молитвы. Не думайте, что они не замечены и не услышаны. Могут не услышать и не понять люди, но не Бог. А для Бога это не просто слезы, это - крестный путь матери-христианки, воюющей за чадо свое против целого мира, против самого дьявола.
Это даже не просто крест. Это мученичество. Мученичество за Христа. А благодать Божия всегда укрепляла мучеников, укрепляла она и вас в вашей неравной борьбе за детей, укрепит она вас и теперь. Только бы не ослабела христианская убежденность и устремленность - вера наша...
Отцы и матери! Одни, без детей своих, вы спастись не можете - и это надо помнить!.."

Муж и жена
(Мысли Святаго Иоанна Златоустаго)

Когда жених сделал благоразумный выбор невесты, и невеста выбор жениха, и испрошено благословение Божие сочетавающимися, этим не все еще сделано для их счастия в брачной жизни. Они должны так вести себя, так устроить свои взаимные отношения, чтобы быть достойными благословения Божия, и самим не навлечь на себя несчастья; чтобы брак - источник чистых радостей, не сделался для них источником бесчисленных бедствий по их собственной вине. “Брак есть пристанище, - говорит Златоустый, - но вместе и кораблекрушение - не сам по себе, а по расположению тех, кои худо пользуются им. Ибо тот, кто наблюдает в нем законы, находит в доме и жене своей утешение и облегчение от всех неприятностей, встречаемых в других местах. А тот, кто неблагоразумно и случайно приступает к сему делу, хотя и наслаждается спокойствием в судах или других местах, встречает неприятности и огорчения в своем доме.”
Все благополучие брака основывается на взаимной любви, на взаимном доверии и уважении, и отсюда происходящем согласии супругов. “Нет ничего драгоценнее того, как быть любиму женою и любить ее. Когда муж и жена между собою согласны — это мудрый полагает в числе блаженств”. “Где есть это, там есть всякое богатство, всякое счастье; а, напротив, если нет сего, то другое ничто не помогает, но все превращается, все полно неприятности и расстройства. Итак, сего станем искать преимущественно пред всем”.
Взаимная любовь супругов не должна зависеть от степени красоты каждого из них, и не должна погасать в том случае, если кто-либо из них по каким-нибудь причинам сделается некрасивым, и даже безобразным. Это в особенности Златоустый внушает мужьям, так как у некоторых из них любовь к их женам ослабевает по той мере, в какой исчезает красота жен, их прежде прельщавшая, или в какой они сами начинают замечать их телесные недостатки. “Не отвращайся жены ради ея безобразия,” - говорит мужу святитель Иоанн. “Слушай, что сказано в Писании: мала есть в пернатых пчела, и начаток сладостей плод ея. Жена — творение Божие; не ее ты оскорбишь, но Создавшего ее. Что же делать с женою? Не хвали ее за красоту внешнюю; и похвала, и ненависть, и любовь такого рода свойственны душам нецеломудренным. Ищи красоты души; подражай Жениху Церкви”.
Любовь мужа к жене должна быть постоянна и так тверда, чтобы могла устоять против всех несчастий, огорчений и искушений. Златоустый говорит мужу: “Заботься о своей жене, как Христос о Церкви. Хотя бы нужно было отдать за нее душу свою, хотя бы пришлось испытать многократные потери, претерпеть что-нибудь тяжкое, ты не должен отказываться, ибо, претерпев все это, ты еще не сделаешь ничего, подобного тому, что сделал Христос для Церкви.”
К утверждению и усилению любви и согласия между супругами может служить убеждение во взаимной нужде, какую имеет муж в жене и жена в муже. “Бог разделил деятельность нашей жизни на занятия двоякого рода: общественные и домашние. Жене вверил управление домом, а мужьям предоставил все гражданские дела, производимые на торжище, в судилищах, в советах, на войне и другие подобные. Если жена не может бросать копья, метать стрелы, зато умеет управлять веретеном, ткать полотно и с успехом производить другие подобные дела домашние. Не может давать мнения в совете, зато может давать голос дома и часто, когда муж советует что касательно дома, оказывается, что совет жены гораздо превосходнее. Не может она заведывать народною казною, зато может воспитывать детей, может замечать худые намерения служанок, наблюдать за честным поведением слуг, освобождая мужа от всех сих беспокойств, сама заботясь в доме о кладовых, о рукоделиях, о приготовлении пищи, о приличии одежды и о всем другом, чем непристойно заниматься мужу, да и нелегко, хотя бы он тысячу раз принимался за то. Ибо и это есть дело попечительности и премудрости Божией, что способнейший к важнейшим делам менее способен и полезен в делах не столь важных, дабы тем более была ощутительна нужда в жене. Если бы Бог соделал мужа способным к занятиям обоего рода, то женский пол легко бы мог придти в презрение. Опять, когда бы Он препоручил жене большую и нужнейшую часть, тогда бы жены сверх меры исполнились гордости”.
Не будет ни согласия, ни любви между супругами, когда каждый из них станет требовать любви и преданности от другого, не стараясь сам об исполнении своих обязанностей. Это служит основанием не мира и согласия, а раздора, ибо в этом выказывается не любовь и снисходительность, а упорство и надменность. Потому лучшее средство сохранить супругам мир есть взаимное уважение к своим обязанностям и старание неукоснительно исполнять их. “Хотя другие не исполняют того, что следует, - говорит Златоустый, - мы должны исполнять то, что следует исполнить нам... каждый получит то, что заслужит. Таков брак о Христе, брак духовный. Итак, пусть жена не ожидает наперед добродетели от мужа, чтобы потом уже показать ему свою, потому что это будет неважное дело. Равным образом и муж пусть не ожидает благонравия от жены прежде, чтобы потом уже пещись о ней, потому что и с его стороны это не будет уже добродетелью. Но каждый, как я сказал, пусть наперед исполняет свои обязанности”.
Необходимым плодом строгой заботливости каждого из супругов об исполнении своих обязанностей должно быть взаимное между ними согласие и мир. “Если каждый из супругов будет стараться исполнять свои обязанности, то за сим скоро последуют и взаимные для них выгоды. Если, например, жена будет готова терпеть и раздражительного мужа, а муж не станет раздражать жену гневливую, то между ними водворится совершенная тишина, и жизнь их будет подобна пристани свободной от волн”.
По взаимной любви к друг другу, ради общего благополучия каждый из супругов должен быть снисходителен к недостаткам другого, должен запастись терпением на случай самых горьких неудовольствий, обид и взаимных огорчений. Златоустый говорит: “А что делать, если муж будет кроток, жена же беспокойна, злоречива, болтлива, расточительна (это общий их всех недуг), и если она будет выказывать много других слабостей? Как ему, несчастному, вынести такую каждодневную неприятность, гордость, бесстыдство? Что делать если, напротив, она будет скромна и тиха, а он дерзок, подозрителен, сердит, сильно будет надмеваться, то богатством, то властью, когда с нею - свободною - будет обращаться как с рабою, и не больше будет расположен к ней, как к служанке? Как вынести ей такое унижение и притеснение? “Терпи, - говорит Апостол, - все это рабство, ибо тогда только ты будешь свободна, когда он умрет, а пока он жив, необходимо с великим тщанием вразумлять его и делать лучшим, или же, если это невозможно, мужественно переносить непрерывные нападения и непримиримую брань”.
В другом месте Златоустый, для прекращения всяких раздоров, советует мужу вооружаться снисходительною терпеливостью, а жене совершенною покорностью. “Иной скажет: “Жена вздорна, расточительна и обременена другими пороками.” Переноси терпеливо все. Затем ты и занимаешь место главы, чтобы уметь врачевать тело. Сказано: “Мужие любите своя жены, яко своя телеса”. Этот закон дан и женам.”
Когда мужу достанется злая жена, его обязанность - не раздражаться, но со смирением усматривать в сем несчастии десницу Господа, карающую его за грехи. “Против тебя поднимает войну жена, - говорит Златоустый, - тебя входящего встречает она как зверь, изощряет язык свой как меч. Горестное обстоятельство, что помошница стала врагом! Но испытай самого себя. Не сделал ли ты сам чего-либо в молодости против женщины? И вот рана, нанесенная тобою женщине, врачуется женщиною, и язву чужой женщины, как хирург, выжигает собственная жена. А что худая жена есть заушение грешному, об этом свидетельствует Писание. Жена злая будет дана мужу грешному, и дана будет, как горькое противоядие которое иссушает худые соки грешника”.
Если, по учению св. Златоустого, худой характер жены есть Божеское наказание мужу, то очевидно, что муж должен выносить это наказание с совершенным терпением, и потому ничто не может извинить жестокости мужа к жене. Это противно и учению о христианской терпеливости и снисходительности, и понятию о любви, какую муж всегда должен сохранять к жене. То бесчеловечное обращение с женами, какое нередко случается встречать у мужей, особенно из низших сословий, Златоустый решительно осуждает, как нечто в высшей степени жестокое и варварское. Для исправления недостатков жены он советует прибегать к терпеливому вразумлению, а не к брани, и тем менее к побоям. “Мужу бить свою жену, - говорит он, - это крайнее бесчестие не только для того, кого бьют, но и для того, кто бьет. И вам жены, и вам мужья, говорю: сохрани вас Бог от такого греха, который бы доводил мужа до необходимости бить жену. Но что я говорю о жене? Для человека благородного должно казаться противным бить, и даже поднять руку на рабыню... Тем более бесчестно подымать руку на свободную. Это всякому известно даже из языческих законов, которые жену, претерпевшую от мужа побои, не обязывают жить вместе с ним, как недостойным ее сожительства. И бесчестить, как рабыню, подругу своей жизни, давно уже помогающую тебе в необходимых делах, не есть ли знак крайнего беззакония? Такого мужа, если только можно назвать его мужем, а не зверем, я ставлю наравне с отцеубийцею и матереубийцею. Ибо, если нам заповедано — ради жены оставлять отца и матерь, не с тем, чтобы обидеть их сим, но чтобы исполнить закон Божественный — столько вожделенный для самих родителей, что они, будучи оставляемы, благодарят Бога и соглашаются на то с великим усердием; то не крайнее ли бесчестие оскорблять ту, для которой Бог повелел оставлять даже родителей? Не безумие ли это? А бесславие, происходящее отселе? Какое слово в состоянии даже выразить то, когда вопли и стенания жены разносятся по улицам, когда соседи и проходящие стекаются как бы к жилищу некоего зверя, внутри логовища пожирающего свою добычу, к дому того, кто производит такое бесчестие? Лучше было бы когда бы земля поглотила такого нечестивца; лучше, нежели опять ему показываться в обществе. “Но жена, - скажешь ты, - обнаруживает дерзость.” Пусть и так, но ты не забывай, что она — жена, сосуд слабый, а ты — муж. Ты для того поставлен начальником и главою, дабы сносить слабость жены, которая должна повиноваться тебе. Посему поступай так, чтобы власть твоя была почтенна; а она будет такою только тогда, когда ты не станешь бесчестить подчиненную тебе. Как царь тем досточтимее бывает, чем почтеннее делает подчиненного ему начальника. Напротив, если бесчестит и посрамляет величие его достоинства, то и его собственная слава немало от сего страдает. Так и ты немало повредишь чести своего начальства, если будешь бесчестить жену, которой достоинство подчинено тебе.”
Самое лучшее средство исправить дурной характер жены есть благоразумная со стороны мужа снисходительность и внимательное попечение об искоренении пороков ее. “Когда в доме случится что-либо неприятное от того, что жена твоя погрешает, тогда ты, - советует Златоустый мужу, - утешай ее, а не увеличивай печали. Хотя бы ты все потерял. Но нет ничего прискорбнее, как иметь в доме жену, которая живет с мужем без доброго к нему расположения. На какой бы проступок со стороны жены ты ни указал, ты ничего не можешь представить такого, что бы более причиняло скорби, чем раздор с женою. Посему-то любовь к ней должна для тебя быть драгоценнее всего. Если каждый из нас должен носить тяготы друг друга, то тем более муж обязан поступать так по отношению к своей жене. Хотя бы она была бедна, не унижай ее за то; хотя бы она была глупа, не нападай на нее, но лучше исправляй ее; она — часть тебя, и ты составляешь с нею одно тело. “Но она сварлива, пьяница, склонна ко гневу?” Если и так, то надобно скорбеть о сем, а не гневаться; молить Бога, чтобы Он исправил ее; надобно увещавать ее, уговаривать и употреблять все меры к тому, чтобы истребить в ней эти пороки. Если же ты станешь бить и угнетать жену, то болезнь сим не излечится, потому что жестокость усмиряется кротостью, а не другою жестокостью. Вместе с сим помышляй еще и о том, что за кроткое обхождение твое с женою тебя ожидает награда от Бога. Говорят, что некто из языческих философов имел жену сварливую, злую и дерзкую. Когда его спросили, для чего он, имея такую жену, терпит ее — мудрец ответил, что в ней он имеет в своем доме, как бы школу и училище любомудрия. “Я буду, - говорил он, - терпеливее других, если ежедневно стану учиться в сем училище”. Вас удивляет это? А я тяжко вздыхаю, когда вижу, что язычники поступают мудрее нас, коим заповедано подражать Ангелам, или лучше, коим повелевается подражать самому Богу в рассуждении кротости. Говорят, что философ потому сам и не изгонял злой жены своей, что она имела дурной характер, а некоторые утверждают, что он даже и взял ее по причине такого ее характера. Если ошибешься в выборе невесты и введешь в дом жену недобрую, несносную — в таком случае, по крайней мере, подражай языческому философу, и всячески исправляй свою жену, а худого ничего ей не делай. А когда станешь переносить супружеское иго в согласии с нею, то через сие приобретешь по своему желанию и другие выгоды, и в духовных делах весьма легко успеешь. Вообще, по учению Златоустого, любовь мужа к жене должна быть чувством разумным. Основанная на душевных качествах жены, она должна иметь в виду ее нравственное исправление и усовершенствование. Поэтому муж виновен и перед самим собою, и перед женою своей, и пред судом Божиим, если он остается равнодушным к слабостям и недостаткам жены, и не обращает на них никакого внимания. Но, с другой стороны, он не должен и раздражаться ими, и с жестокостью преследовать за них жену свою. Кроткое, растворенное разумною снисходительностью и любовию обращение мужа с женою есть наиболее надежное средство к ее исправлению. “Хотя бы и много погрешила против тебя жена,” - говорит Златоустый, - “все ей прости. Если ты взял злонравную — научи ее доброте и кротости; если в жене есть порок — изгоняй его, а не ее. Если после многих опытов узнаешь, что жена твоя неисправима и упорно держится своих обычаев — и тогда не изгоняй ее, ибо она — часть твоего тела, как сказано: будета два в плоть едину. Пусть пороки жены останутся неисцеленными, тебе и за то уже уготована великая награда, что ты учишь и вразумляешь ее..., и ради страха Божия переносишь столько неприятностей и терпишь недобрую жену как свой член.”
Говоря об обязанности мужа вразумлять свою жену, Златоустый предлагает и самый способ вразумления. “Жена твоя, - говорит он, - любит искусственные украшения, пышные наряды, многоречива, своенравна. Хотя нельзя думать, чтобы все сии пороки совокупились в одной какой-либо женщине, но мы вообразим себе такую женщину, и пусть муж всячески старается исправить ее. Как же он ее исправит? Он достигнет сего, если не вдруг все станет запрещать ей, но начнет с легчайшего, к чему она не слишком привязана. Если же побуждаемый нетерпеливостью, ты вдруг захочешь исправить ее, то нимало не успеешь. Итак, не отнимай у нее в начале драгоценных уборов, но позволь ей некоторое время пользоваться и украшаться ими. Но сперва лиши ее намащений. Впрочем, употребляй для сего не страх и угрозы, а убеждения и ласки. Говори, что за это осуждают ее другие, и произноси свой суд и мнение, и чаще напоминай ей, что тебе не только не нравится такое украшение лица, а, напротив, очень неприятно. Уверяй ее, что это весьма много огорчает тебя; что и самые благообразные женщины теряли от того красоту свою. Вразумляй ее таким образом, чтобы истребить ее страсть, но ничего не говори ей ни о геенне, ни царстве (ибо напрасно будешь говорить о сем), но уверь, что она и тебе более нравится в таком виде, в каком Бог сотворил ее, и другие люди не находят ее красивою и благообразною, когда она натрет и намажет лицо свое... И если много раз ты будешь говорить ей, и она не послушает тебя — и тогда не переставай повторять слов своих, впрочем, не со враждою, а с любовию, и иногда показывай как бы недовольный вид, а иногда ласкай ее и угождай ей. Тогда не увидишь более на теле ее ни обезображенного лица, ни кровавых (намазанных красною краскою) губ, ни бровей, очерненных сажею, как бы от прикосновения к очагу, ни ланит, подобных стенам гробов повапленных; ибо все это — сажа, прах, пепел и знак крайнего зловония. Будем переносить все слабости жен, дабы только исправить в них то, что хотим. Когда ты исправишь сей порок, то и другие легко будет тебе исправлять. Тогда ты можешь перейти к златым украшениям и рассуждать о них подобным же способом, и таким образом мало по малу вразумляя жену свою, ты уподобишься искусному, верному рабу и терпеливому земледельцу.”
Чтобы утвердить и навсегда сохранить нравственное влияние на жену, муж должен начать образование ее с первого дня супружества и продолжать его при всяком удобном случае. Во всех обстоятельствах жизни должен внимательно наблюдать за ее поведением, указывать ее обязанности и через исполнение их — путь к нравственному усовершенствованию. Златоустый, вместе с общими наставлениями, представляет и образец поучений такого рода. Советуя мужу удалить из празднования брака все, что может оскорбить целомудрие девы, продолжает: “Удалив все сие, ты правильно сделаешь, если на долгое время соблюдешь стыдливость ее и не нарушишь ее скоро. Ибо хотя и нецеломудренна была отроковица, она станет молчать долгое время, побуждаемая уважением к мужу, и новостию тех предметов с которыми она еще не свыклась”. Какое время более удобно к наставлению жены, как не то, когда она еще уважает мужа, еще боится его, еще удерживается стыдливостью? Тогда изложи ей законы и она будет повиноваться и по воле и по неволе. Говори прежде о том, что касается до любви; ибо при убеждении ничто столько не содействует к принятию наставлений, как уверенность, что их предлагают с любовью и благосклонностью. Как же ты покажешь ей свою любовь? Если скажешь: “Имея возможность взять и богатую, и благородную, я не избрал их, а полюбил твой образ жизни, твою честность, скромность, целомудрие.” Потом от сего переходи к словам любомудрия, говори о презрении богатств, но как бы мимоходом и вскользь. Ибо, если всю свою речь направишь к порицанию богатств, то покажешься тяжелым и скучным. Но когда найдешь к сему повод в том, что ее касается, это будет ей нравиться. Итак, скажи: “Когда можно бы было мне жениться на богатой, я не решился. Почему? Не безрассудно и не необдуманно, но хорошо узнав, что обладание богатством ничего не значит, и что его надобно презирать, я, оставив его, склонился к добродетели твоей души, которую ценю дороже всякого золота. Ибо дева мудрая, благонравная и ревнующая о благочестии, дороже всего мира. Потому я и склонился, и полюбил тебя, и ношу тебя в моей душе. Настоящая жизнь ничего не значит, потому молю и все сделаю для того, чтобы нам достойно пройти земное житие, дабы могли мы остаться неразлучными и в будущей жизни. Настоящая жизнь кратка, изменчива, непостоянна. Если, угодив Богу, удостоимся перейти в ту жизнь, то всегда будем в радости, вместе со Христом, неразлучно. Любовь твою я предпочитаю всему. Нет ничего для меня столь неприятного, как разномыслие с тобою. Хотя бы мне надлежало потерять все, быть беднее всех, подвергнуться тяжким бедствиям, и потерпеть что-либо, я все перенесу и перетерплю, только бы ты любила меня. И дети мне будут приятны, когда они будут залогом твоей любви. Но и ты должна поступать так же.” Потом присоедини слова Апостола, что “Богу угодно, дабы между нами была любовь. Послушай Писания: “Сего ради оставит человек отца своего и матерь; и прилепится к жене своей.” Да не будет между нами никакого повода к распре; это для меня лучше богатств, толпы слуг и внешних почестей.” Не лучше ли золота, не лучше ли сокровищ будут слова сии для жены? Не бойся, что она возгордится, будучи любимою, а смело уверяй ее в любви, и она еще более полюбит тебя. Если сделает что доброе, похвали ее, подивись ей; если же выдет что нехорошее, что случается с молодыми женщинами, посоветуй ей, убеди ее. Порицай деньги и большие издержки. Научай ее украшаться тем украшением, которое рождается от благонравия, скромности и честности. Постоянно учи тому, что нужно. Молитвы ваши не будут общими; пусть каждый идет в церковь, а из того, что там читается и говорится, пусть муж спрашивает дома у жены, а жена у мужа. Если угнетает бедность, укажи на святых мужей Павла и Петра, которые были в большем уважении, чем цари и богачи. Покажи как они вели жизнь в гладе и жажде. Научай ее, что в этой жизни страшно только одно — оскорблять Бога. Если хочешь сделать обед или пиршество, не зови того, кто известен благочестием, кто мог бы благословить дом ваш и своим входом низвести на него благословение Божие. Искореняй из ее мысли слова “мое, твое”. Если скажет она: “Это мое”, скажи ей: “Что такое твое? Я не знаю этого, я не имею ничего собственного. Как же ты говоришь “мое”, когда все “твое.” Эти слова не ласкательства, а великой мудрости. Таким образом ты можешь утишить гнев ее, удалить из души ее огорчения. Не безрассудно говори с нею, но с ласкою, с уважением, с любовью. Почитай ее и она не будет иметь нужды в почете других. Она не будет иметь нужды и в славе от других, если будет пользоваться уважением от тебя. Учи ее страху Божию и все потечет как из источника, и дом ваш будет изобиловать благами.
Соединенные брачным союзом муж и жена не в праве отказаться от исполнения тех требований, какие лежат в понятии о союзе брачном и цели сего союза. Изъясняя слова Апостола — жене муж должную любовь да воздает, такожде и жена мужу. Златоустый говорит: “Апостол потому и сказал - должную любовь, что никто из них не господин себе, но есть раб другого. Итак, когда видишь блудницу, прельщающую тебя на грех, скажи ей: “Мое тело — не мое, но жены моей”. То же пусть скажет и жена тем, которые покушаются нарушить ее чистоту: “Тело мое — не мое, но мужа моего”. В других местах Ветхого и Нового Завета мужу дается великое преимущество, например, к твоему мужу обращение твое, и той тобою обладати будет. Павел с таким различением пишет: мужие, любите своя жены, а жена да боится своего мужа; а здесь ничего более или менее не полагается, как одна власть. Почему же? Поелику у него была речь о чистоте. В другом - говорит он - муж имеет преимущество, а где идет речь о целомудрии, там не то. Муж своим телом не владеет, но жена. Полное равенство и никакого преимущества. Не лишайте себя друг друга, точию по согласию. Что это? “Да не уклоняется - говорит он - жена против воли мужа, и муж против воли жены.” Почему? Поелику от сего воздержания рождаются великие бедствия, ибо часто отсюда рождаются и прелюбодеяния, и блудодеяния, и расстройство домов. И справедливо сказал: не лишайте, наименовав здесь лишением, а выше долгом, ибо воздерживаться одному, при несогласии на то другого, это уже не будет лишением. Ибо если, убедив меня, возьмешь что-либо из принадлежащего мне, это не значит лишать меня; если же кто против воли и с принуждением берет, тот лишает. А это делают многие женщины, и через то становятся виновными в похоти мужей, и все приводят в расстройство, тогда как согласие нужно предпочитать всему. А почему его нужно предпочитать всему, рассмотрим на самом деле. Возьмем мужа и жену. Жена воздерживается против воли мужа. Что же? Не станет ли он блудодействовать? А если и не станет, то будет печалиться, возмущаться, воспламеняться, ссориться и причинять бесчисленные беспокойства жене. Что же пользы в посте и воздержании, когда нарушена любовь? Ничего, ибо сколько обид, сколько беспокойств, сколько принуждений рождается отсюда! “Христос через Павла повелел, чтобы жена не отлучалась от мужа, и чтобы они не лишали друг друга, разве по согласию. Но некоторые жены по любви к воздержанию оставили мужей своих, как будто бы это было делом благочестия, и ввергли себя в прелюбодеяние.”
Муж и жена обязаны сохранять супружескую верность друг другу. Нарушение супружеской верности есть преступление самое тяжкое. И потому Златоустый со всею силою обличает этот порок, и обличения святителя сохраняют все свое значение и для современного общества, в котором этот порок значительно распространяется в мужах и женах. Обличая мужа, нарушающего верность к своей супруге, св. Златоуст говорит: “Чем извинится он? Не говори мне о страсти природы. Потому и установлен брак, чтобы ты не преступал границ. Ибо Бог, промышляя о твоем спокойствии и чести, для того и дал тебе жену, чтобы ты удовлетворял разжжению природы чрез свою супругу и освободился от всякой похоти. А ты неблагодарною душою наносишь Ему бесчестие, отвергаешь всякий стыд, преступаешь назначенные тебе границы, бесчестишь свою собственную славу. Зачем обращаешь взоры на чужую красоту? Зачем рассматриваешь лицо, непринадлежащее тебе? Зачем нарушаешь брак — бесчестишь свое ложе?” “Не затем пришла к тебе жена, оставив отца и мать, и весь дом, чтобы терпеть от тебя бесчестие, чтобы ты предпочитал ей гнусную рабыню, возбуждал бесчисленные распри. Ты взял сопутницу жизни, равную в чести, свободную. Не безрассудно ли, что ты, взяв приданное, бережешь его и не расточаешь, а между тем повреждаешь и оскверняешь то, что драгоценнее приданного — чистоту целомудрия и твое тело, принадлежащее жене?”
Для отклонения от нарушения от супружеской верности, Златоустый нередко с особенною живостью и выразительностью изображает жалкое и мучительное состояние нарушителя ее. “Смотри на прелюбодея, и ты увидешь, что он в тысячу раз несчастнее одержимых цепями. Он всех боится, всех подозревает: и свою жену, и мужа прелюбодейницы, и самую прелюбодейницу, домашних, друзей, знакомых, братьев, самые стены, свою тень, себя самого. И что всего бедственнее — совесть его вопиет и терзает его ежедневно. Если же представит суд Божий, то не может стоять от страха. И удовольствие отсюда кратко, а печаль продолжительна, ибо вечером и ночью, в пустыне и в городе — повсюду следует за ним обвинитель, показывающий не острый мечь, а нестерпимые мучения, поражающий и убивающий страхом.”
От заботливого взора Златоустого не могли укрыться причины, соблазняющие мужей к нарушению супружеской верности. Первое место между сими причинами занимали театры, на которых пелись безнравственные песни, представлялись соблазнительные зрелища, в которых нередко участвовали обнаженные женщины, и от сих-то зрелищ предостерегает Златоустый мужей. И в наше время найдется немало подобных искушений для целомудрия и верности супругов. Потому обличения и предостережения святаго Златоустого, если не буквально, то по сущности своей имеют приложение и к современному обществу. “Должно, - говорит он мужьям, - вразумить вас, которые тратите на зрелища целый день; подвергаете посмеянию честное супружество, посрамляете великое таинство. Скажи, какими глазами после будешь смотреть на жену дома, видев ее опозоренною на театре? Как не покрасневши представишь себе супругу, когда ты видел весь пол ее обесчещенным? Не говори мне, что представляемое на театре есть одно лицедейство, ибо сие лицедейство многих сделало прелюбодеями, и многие домы расстроило. Как будет смотреть на тебя жена, когда ты возвратишся с такого бесчестного зрелища? Не думай, что ты чист от греха, когда не смесился с блудницею, ибо ты пожеланием все сделал... Я не препятствую веселиться, но хочу, чтобы это происходило не без целомудрия, не с бесстыдством и бесчисленными пороками.”
Для предотвращения всякого соблазна и искушения, женатому человеку не должно засматриваться на красивые лица женщин, и с похотливым услаждением любоваться ими. “Спаситель не вовсе запретил смотреть на женщин, - говорит Златоустый , - но только запретил смотреть на них с вожделением. А если бы не имел сего намерения, то сказал бы просто: кто воззрит на жену. А Он сказал не так, а “иже воззрит на жену, во еже вожделети ея”, — взглянет для того, чтобы сладострастно усладить взор свой. Похотливо назирая чужую красоту, ты оскорбишь и жену свою, поелику отвращаешь от нее свои взоры, а вместе и ту, на которую смотришь, ибо касаешься ее вопреки закона. Хотя ты и не коснулся ее рукою, но коснулся своими глазами, почему и это названо прелюбодеянием.”
Мужу для успешной борьбы с возникающею страстью к чужой жене, Златоустый дает следующий совет. “Если приметишь, - говорит он, - что к жене чужой возгорелась в тебе страсть, и потому твоя жена перестает тебе нравиться, войди в свою спальню, раскрой послания Павла, и угашай пламень, часто повторяя слова Апостола: блудодеяния ради (во избежание блудодеяния) кийждо свою жену да имать.”
Вообще, в отношении ко всем женщинам муж должен вести себя так, чтобы не возбудить ревности в своей жене и избежать всякого подозрения к неверности. “Избегай, - поучает Златоустый, - не только прелюбодеяния, но и малейших подозрений ревности. Если жена напрасно подозревает тебя, успокаивай ее и уговаривай. Не с ненавистью и надмением обращайся к ней; она делает сие по чрезмерной заботливости своей о тебе, она опасается за право своего обладания, ибо ее владение — тело твое, и это владение драгоценнее всего.” “Но муж да не поступает так, чтобы на него достойно падало подозрение. Скажи мне, зачем ты на целый день отдаешь себя друзьям, а жене только на вечер? Поступая так, ты не можешь отклонить подозрения. И если жена обвиняет тебя, не обижайся — это дело дружбы, а не дерзости, это обвинения пламенной любви, горячего расположения и опасения. Она боится, чтобы кто не окрал ее ложа, чтобы кто не отнял у нее ее высшего блага, не лишил ее главы”. И мужу и жене святый Иоанн настоятельно внушает, что они не должны подозревать друг друга по одним словам или слухам, и вообще по каким-либо ничтожным причинам, а тем более не должны ни сами, ни через посторонних людей следить друг за другом, дабы по легкомыслию или неразумной мнительности не разрушить своего супружеского счастья.
Назначение жены и ее обязанности святый Златоустый выражает в следующих словах: “Жена обручена мужу для общения в жизни, для рождения детей, а не для нечистоты; для того, чтобы беречь дом, научить мужа быть честным, а не для того, чтобы доставлять ему в себе предмет для нечистых удовольствий.” “Обязанность жены — сохранять приобретенное, с бережливостью употреблять доходы мужа и стараться о доме. Для сего Бог и дал жену, чтобы как в этом, так и во многом другом, она была помошницею для мужа.”
Главная обязанность жены — быть покорною мужу. Златоустый, объясняя слова Апостола - “жены, своим мужьям повинуйтеся, якоже Господу” - говорит: “Подлинно жена должна повиноваться мужу, как Господу. Ибо если тот, кто не покоряется внешним гражданским властям — Божию противится повелению, то тем более виновна в таком противлении та, которая не покоряется мужу. Так изволил Бог от начала. Далее Апостол доказывает, что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви. Как Церковь, то есть мужи и жены вместе покорны Христу, так жены должны быть покорны мужьям, как Богу.”
Живя более среди тихой семейной жизни, более кроткая и нежная по сердцу, жена имеет полную возможность и необходимую обязанность успокаивать мужа, измученного тяжестью и хлопотливостью общественных занятий, и своею внимательностью к нему, своим нежным участием в его заботах, возбуждать в нем новую бодрость в делах, новую ревность к трудам. Жена должна вести себя так, чтобы муж смотрел на свой дом, как на пристанище, в котором одном он всегда может найти любовь, мир, спокойствие и множество других радостей, чтобы по окончании дел вне дома, он спешил к себе, к жене своей, а не искал развлечений в каких-либо других местах. Едва ли что может быть безрассуднее и для счастия семейного вреднее того, когда жена встречает мужа после его трудов и хлопот не знаками любви, а какими-либо капризами или выражениями укоризны, досады и неудовольствия, и даже ругательствами. В таком случае она себя должна винить, если ее муж будет бегать своего дома, и ее семейное счастие окончательно разрушится. “Муж, провождая время на торжище и в судилищах, мирскими суетами обуревается как волнами. А жена, пребывая в доме, как в некоем училище мудрости, и углубляясь мыслию внутрь себя, имеет возможность заниматься молитвою, чтением и другими уроками благочестия. И как сама может научаться добродетели, так и встречая озабоченного мужа, может успокаивать, утешать его, удалять от него душевредные и грубые помыслы, и опять отпускать из дома с добрыми мыслями и чувствами. И действительно, кроме благочестивой и благоразумной жены, никто не может так легко и скоро привести мужа в спокойное состояние и наклонить душу его ко всему доброму. Ни друзей, ни учителей, ни начальников своих не послушает он столько, сколько свою супругу, когда она увещевает и советует, поелику ее увещание соединено с некоторым удовольствием, которое происходит от горячей любви к увещевающей. Я могу представить в пример очень многих мужей жестоких и упрямых, которые смягчены были сим образом. Ибо жена пребывает неразлучна с мужем своим при трапезе и отдохновении, при людях и наедине, во всем ему предана и так тесно соединена с ним, как тело с главою. Посему, если только она разумна и заботлива, никто не может сравниться с нею в ее попечении о муже.”
Основанием всех добрых качеств супруги служит ее разумная любовь к мужу. Златоустый, изъясняя слова Апостола, что жены должны быть скромны, чисты, попечительны о доме, добры, говорит: “Все сие производит любовь. Жена бывает добра и попечительна о доме. Ибо от любви рождается скромность, любовию прекращаются всякие споры. Если муж язычник, скоро убедится в истине (веры Христовой); если христианин — сделается лучшим. При домашнем благоустройстве и духовное благоустройство будет иметь место, а в противном случае и последнее ненадежно. Ибо попечительная о доме жена будет и скромна, и хорошая хозяйка, не подумает о роскоши, о неумеренных расходах и о чем-либо подобном тому.”
Но, чтобы заслужить любовь мужа и чрез то приобрести нравственное на него влияние, жена должна не на словах только, но самою жизнию своею показать, что она любит все доброе и справедливое, и старается быть благочестивою. “Не столько словами, - говорит святый Златоустый, - сколько делами нужно исправлять мужа. Каким же образом? Когда он увидит, что ты степенна, нерасточительна, непристрастна к украшениям, не требуешь многих доходов, но удовольствуешься настоящими, когда не будешь просить ни золота, ни жемчуга, ни драгоценных одежд; но когда и сама будешь любить скромность, целомудрие, ласковость, и того же будешь требовать от своего мужа. Тогда он терпеливо и даже с удовольствием выслушает твои советы.”
Златоустый особенно порицает в женщинах расточительность и страсть к нарядам, справедливо находя в этих недостатках причины расстройства и раздоров во многих семействах. Так он говорит жене: “Если ты хочешь угодить мужу, то должна украшать и наряжать душу, а не тело. Не столько золотые украшения делают тебя любезною и приятною для мужа, сколько умеренность, внимание к нему и готовность даже умереть за него. Это более всего побеждает мужей, а те украшения колют им глаза, так как наносят ущерб казнохранилищу их, причиняя им многие издержки и заботы... Таким образом и дела домашние и доходы находятся в лучшем устройстве, когда золото употребляется не на одеяние тела, не на перевязки рук, но на необходимые потребности, как-то: на содержание слуг, на воспитание детей и другие нужды. Если же напротив, оно всегда будет мелькать в глазах мужа и терзать его сердце, какая из того польза? Блеск золота не может прельстить опечаленного сердца. Знай и будь уверена, что хотя бы ты была красивейшею из всех жен, не можешь нравиться тому, чью душу огорчаешь; для сего потребно веселое и спокойное состояние духа. Но когда все золото расходуется на украшение жены, и вместе с сим появляются в доме недостатки, тогда нет никакой приятности для супруга. Посему, если хотите быть любимыми от своих мужей, доставляйте им удовольствие, а это сделаете тогда, когда перестанете украшаться и убираться более надлежащего. Все сии украшения и уборы имеют некоторую приятность в первые дни брака, но впоследствии время уменьшает их цену. Ибо если на небо, столько прекрасное, и на солнце, столь светозарное, по привычке мы не всегда смотрим с равным удивлением, то будем ли удивляться телу, украшенному искусством? Говорю сие для того, чтобы вы возлюбили красоту неувядяющую, которою украшаться заповедует Апостол Павел, то есть не златом или биссером, или ризами многоценными, но “еже подобает женам, обещавающимся благочестию, делы благими”. “Ты хочешь нравиться посторонним людям и приобретать от них похвалу? Нет, целомудренная жена не может иметь такого желания. Да и никто степенный и скромный не похвалит ее за то, разве одни невоздержанные и сластолюбивые; да и эти не скажут о ней доброго, а еще осудят ее за то, что сама дает повод устремлять на нее нечистые взоры. Но жену воздержанную и те, и другие, и все похвалят, так как смотря на нее, не только не чувствуют никакого вреда, но еще заимствуют от нее урок добродетели. Велика ей похвала и от людей, велика награда и от Бога.”
Сколь благодетельно влияние добродетельной супруги на мужа, столько же гибельно действуют на него ее пороки. В них обыкновенно заключается причина того, что муж начинает искать развлечений и утешений вне домашнего круга, и удивительно ли, что огорчаемый женою, и обласканный кем-либо из посторонних, он легко попадает в расставленные ему сети? Златоустый, обличая роскошных жен, говорит: “Отсюда ревнования, отсюда прелюбодеяния мужей, когда вы не к целомудрию их побуждаете, а заставляете находить удовольствие в том, чем украшаются любодейцы. Посему-то они очень скоро уловляются, ибо если бы ты научила его питать к сему презрение и утешаться только непорочностью, благочестием, смирением, то он не так легко предавался бы любодеянию. Украшаться таким образом, и даже лучше, может и блудница, а облекаться добродетелями не ее дело. Итак, приучи находить удовольствие в таком украшении, которого он не может видеть на блуднице... Тогда и муж твой будет спокоен, и ты будешь в почтении, и Бог будет к вам милостив, тогда все будут вам дивиться, и вы достигните будущих благ.”
Как велико было бы благо семейств, если бы супруги хотели исполнять свои обязанности по наставлениям святаго Иоанна Златоустаго.

О благоустройстве семейной жизни
В Царьграде жили святый Ксенофонт с женою своею Мариею. Это были богатые и знатные бояре. У них было двое детей: Иоанн и Аркадий. Богатство и знатность не надмевали их, и они жили в простоте и незлобии сердца. Главная забота у них была о том, чтобы и дети их Бога знали и любили, чтобы не чужды были и светского образования. Для довершения образования детей, они отправили их в финикийский город Вирит, где тогда были знаменитые школы.
Немного, однако же, пришлось учиться детям. Отец вскоре разболелся, думал, что приблизился час исхода его, и дети должны были возвратиться домой, чтобы проститься с отцом своим. Обрадовался отец, увидавши чад своих; он усадил их около себя и стал давать последние свои наставления. "Дети, - говорил он, - я думаю, что настает конец моей жизни. Примите к сердцу, что я вам скажу. Прежде всего внушаю вам: бойтесь Бога и живите по Его заповедям. Пусть моя жизнь послужит вам образцом. Меня все любили и почитали не за мой сан, а за кротость и хорошую жизнь. Я всех любил и со всеми жил мирно, помнил я о церкви Божией, старался утешить печального, облегчить участь бедного. Чтите свою мать, слушайте всегда ее приказания и советы, и если будете помнить мои наставления и жить по заповедям Божиим, то Бог мира будет с вами." Слезы текли у детей, когда они слушали эти наставления. Плакал и отец, прощаясь с детьми. Но Господь судил иначе, и во сне открыл ему, что жизнь его продлится и он скоро выздоровеет. Обрадовались все такой милости Божией, и дети опять, простившись, отправились на место свое.
Нужно было им плыть морем. Вдруг поднялась буря. Море взволновалось. Все бывшие на корабле плакали и рыдали. Корабль разбило. Волнами всех выбросило в разные стороны. Милостию Божиею Иоанн и Аркадий были спасены, но и спасение их не радовало, потому что они очутились в разных местах, каждый думал о брате, что он погиб. Жалко было каждому родителей, но не менее жалко и брата.
Иоанн скоро встретил на пути монастырь, очень обрадовался и умолил настоятеля принять его к себе. Жизнь его протекала в посте и молитве. Об одном скорбел и не мог забыть, о брате своем. "Где-то он теперь?"- думал он.
Аркадий, спасенный, тоже молился о брате своем. Встретился с ним добрый человек и утолил голод его. От горя и усталости он заснул, думая и молясь все о брате своем. И вот видит сон: предстал к нему брат его Иоанн и, укоривши его за печаль и слезы, сказал ему: "Не печалься, я жив." Поверил Аркадий откровению во сне и успокоился, на сердце его стало легко и радостно. Но что делать с собой? Он решился посвятить себя на служение Богу в каком-либо монастыре, тем более, что он слышал, как отец хвалил иноческую жизнь. Встретился с ним один старец, который успокоил его касательно брата и сказал, что он жив. Этим старцем Аркадий был отведен в монастырь св. Харитона, научен иноческой жизни. По прошествии трех лет он обещался снова увидать его. Аркадий день и ночь служил Господу.
Между тем прошло уже два года, как дети Ксенофонта и Марии отправились из дому. Удивлялись родители, что так долго нет о них известия. Не знали чему приписать это. Более ждать не могли и послали слугу в Вирит узнать о детях. Каково было удивление слуги, когда он не нашел в Вирите детей своего господина. Со смущенным сердцем он возвращался в Константинополь.
Дорогой остановившись в одном месте для отдыха, он увидал одного инока, который оказался слугою, с которым были посланы дети. Каким образом слуга сделался монахом, и как он до сих пор не возвратился домой? Тут рассказал инок-слуга о погибели корабля и несомненной погибели на нем детей господ его. Слуга думал, что он один спасся из всех плывших на корабле, не хотел таким известием опечалить господ своих и решился лучше совсем не возвращаться, а в монастыре спасать душу свою. Зарыдал, слушая его рассказ, посланный отыскивать детей. Так жалко ему было погибших юношей и родителей их. Не знал он, как явиться с таким печальным известием к Ксенафонту и Марии. Хотел было и он лучше уйти куда-нибудь, но добрые люди уговорили не делать этого, но скорее сообщить обо всем с нетерпением ожидавшим его господам.
Первая узнала о прибытии посланного Мария. Зарыдал слуга, увидавши госпожу, ничего не скрыл, а рассказал все, что знал. Нужно было ждать, что Мария падет замертво при вести о смерти детей своих — но случилось не так. Вера в Промысл подкрепила ее . Она, напротив, благословила Бога и сказала: "Господь дал, Господь и взял и Он знает, что нам послужит для пользы." К вечеру возвратился из царского дворца Ксенофонт. Он с нетерпением желал видеть возвратившегося слугу. Мария под различными предлогами отклоняла эту встречу. Наконец, рассказала о постигшем их горе. "О, Господи!"- воскликнул Ксенофонт. Слезы полились из глаз его, стоны слышались в груди его. Скоро, однако, он успокоился. Вера в Промысл и к нему пришла на помощь. Он даже стал утешать скорбящую жену свою. "Веруй, жена, что Господь не допустит погибнуть детям нашим. Будем молиться всю ночь и Господь откроет нам о положении чад наших." Целую ночь они молились, к утру уснули и видят сон, что дети их предстоят престолу Божию во славе небесной. Вполне теперь успокоились они. Но мысль, что сыновья их живы, — эта мысль не отступала от них. Наконец, они решились отправиться в Иерусалим на поклонение святым местам, с полною уверенностью, что непременно увидят там детей своих.
Прибыли в Иерусалим Ксенофонт и Мария. Стали посещать святые места, окрестные монастыри, много раздавали милостыни, но нигде не нашли детей своих. Впрочем, они встретили слугу своего, того самого, с которым отправили учиться детей. Конечно, очень обрадовались этой встрече, но ничего верного не могли узнать от него. Печальные они пошли посмотреть священную реку Иордан. По устроению Божию они встретили на пути того самого старца, который привел Аркадия в монастырь. В беседе старец объявил им, что они скоро увидят детей своих. Радости родителей не было предела. Между тем старец пошел к храму Воскресения в Иерусалим. Побывши в церкви, он сел отдохнуть. Тут он увидал молодого инока. Это был один из сыновей Ксенофонта — Иоанн. Не видавши его никогда, старец догадался о том, кто он, и в беседе объявил ему, что родители его здесь, что он скоро увидит их, увидит и брата своего. Когда они беседовали, подошел другой инок. Это был Аркадий. Лица их так исхудали и изменились от поста, что они, встретившись не узнали друг друга. Старец велел Иоанну рассказать всю свою жизнь, и тут только Аркадий узнал своего брата. Бросились они в объятия друг друга и от радости долго проливали слезы.
Через два дня пришли в Иерусалим и Ксенофонт с Мариею, втсретили знакомого старца, беседовавшего с Иоанном и Аркадием. Они, конечно, не узнали детей своих и просили старца исполнить обещанное — показать тех, кого они ищут. Старец велел им идти в свое место, где они остановились, и приготовить трапезу, на которую обещался придти с учениками своими. За трапезой родители опять поспешили спросить старца, где же дети их. "Они трудятся для своего спасения," - сказал он им. "Ах, если бы они походили на этих учеников твоих!" Тогда старец велел Аркадию рассказать жизнь свою. Он подробно расказывал, и когда речь дошла до погибели корабля, тут, наконец, Ксенофонт и Мария узнали детей своих, которые вместе со старцем сидели перед их глазами. Они радостно обнимали, целовали и плакали от радости. Ксенофонт и Мария не пожелали возвратиться домой, а решились жить во святой земле, посвятить себя на служение Богу. Они послали в Константинополь с приказанием — всех слуг отпустить на волю, а имущество продать и раздать нищим. Старец облек их в иноческий образ и все разошлись по разным монастырям, проводили жизнь в хвалении и благодарении Господа, и мирно почили о Господе, предвидев свою кончину. Господь удостоил их небесной славы, а церковь причислила к лику святых.
Итак, мы видим спасенным целое семейство. Счастливая семья! Все, после бурного плавания по морю житейскому, достигли тихого пристанища небесного — спасения вечного. И мало того, что спаслись — все прославлены у Господа славою небесною. Какое счастье может быть выше этого счастья? Как не пожелать подобного счастия и всякому христианскому семейству? Но немного можно видеть подобных благочестивых семейств в нынешнее время. И не о многих нынешних семействах можно сказать, что на них почивает благословение Божие. Многие как будто совсем лишены его, как будто гнев Божий тяготеет над ними. То раздоры и постоянные несогласия между мужем и женой, то непочтение в детях, то дурное, развратное поведение одних из них, то неудавшееся устройство других, то плачут родители от детей, то дети не видят в родителях того, что желали бы и что должны бы видеть в них. А там неверие проникло в семью и заразило даже лучших членов ее. На глазах у всех есть такие семьи — семьи несчастные, где даже не один покончил жизнь самоубийством, кто от беспорядочной жизни, кто от неисполнившихся желаний. И, что удивительно, все это творится не при расстроенных только обстоятельствах внешних, не при недостаточных средствах к жизни. Нет! Но очень часто даже при обилии этих средств, при таком обилии, какое и представить трудно. Только бы жить и радоваться, да Бога благодарить, а они ни того, ни другого не хотят, а губят себя на веки. Погибель вечную добровольно избрали уделом для себя, как будто для нее и родились. Жалкое состояние! Душа надрывается от скорби у посторонних людей. А каково все это видеть близким, кровным: отцу, матери, братьям, сестрам, жене?
Отчего такие прискорбные явления? Много может быть причин на это, но главная доля вины падает на родителей. Они не влили духа веры в детей своих. Может быть, не хотели и не старались это сделать, а может быть, не могли совсем, потому что сами не имели этого духа, сами страдали холодностью к вере, отсутствием духа благочестия и всяких твердых нравственных убеждений. Родители должны всегда горячее и усерднее молиться о детях, но какая может быть молитва у маловерующих? Только искренняя вера рождает истинную молитву. Более верующие и более благочестивые родители конечно молятся и, может быть, горячо. Только о чем? О том, чтобы были они здоровы, довольны, счастливы в жизни, имели успех в делах. Следует, конечно, молиться и об этом, но главное-то все-таки разве это? Есть блага понужнее удачного ведения житейских дел, поважнее богатства — это добрая настроенность души, это горячая ревность о ее спасении, о приближении себя к Богу чистыми мыслями, желаниями и делами. Это горение духа, стремление его к благочестию. Вот истинно счастливый человек в этой жизни. Но об этом-то часто меньше всего молятся и самые добрые родители. Сын плохо успевает в науках; он, наконец, не получает правильного законченного образования; дочь не обладает красотою, нет надежды на выгодное ее устройство. Это их сокрушает, об этом болит у них сердце, а что те же сын и дочь не стяжали христианских качеств души, что они, быть может, усвоили много неправильных понятий и взглядов, к этому они равнодушны. Как после них дети будут жить не устроенные, без достаточных средств к жизни, они много думают. И следует, конечно, думать. А есть ли в них задатки, что они будут наследниками жизни вечной, близки ли они по своей нравственности к спасению вечному — об этом они беспокоятся меньше всего. Безучастно большинство родителей нынешнего времени относятся к духовной настроенности своих детей. Ни молиться о их душевном спасении, об укреплении их веры не хотят, ни другим каким образом на эту сторону жизни их воздействовать не стараются. Тем более словом убеждения, примером собственной благочестивой жизни благотворно повлиять на них не имеют сил. И вот семья нравственно распадается, она сошла с доброго пути. И что же удивительного, если многие члены ее гибнут на веки?
Главное несчастье большинства нынешних семейств заключается в том, что жизнь их постраивается совершенно не по духу св. веры и церкви. Все, касающееся веры и церкви, меньше и меньше начинает занимать семью. Еще не так давно было то время, когда в семье с восторгом беседовали о наступлении того или другого праздника. Ныне в этих семействах и помину о том нет. Утешаются другим: предстоящим балом, увеселительным вечером. Бывало, церковное богослужение нередко совершалось в доме в присутствии всех семейных приглашенными священнослужителями и под великие праздники, и по особенным случаям. Ныне под праздники бывает другое — собрание родных и знакомых или для увеселения, или для бесед только нецерковного и недуховного характера. Бывало, посты строго соблюдали даже и малые дети, а ныне во многих семействах о них и помину нет, — как взрослые, так, по их примеру и даже по приказанию, и дети, не могут сохранить как должно, даже первую и последнюю седмицы Великого поста. Бывало, каждый воскресный день вставали даже к утрени, не говоря уже о литургии, а ныне не бывают совсем в храме по целым месяцам, целыми семействами. А некоторые даже и в воскресный день совсем оставляют храм и службу, считая это излишнею тягостью. Бывало, Четьи-минеи были настольною книгою, Псалтырь многие знали чуть не наизусть, а ныне и молитвенника сокращенного не найдешь, а Евангелие едва увидишь. Духовное чтение представляют духовным, сами же питают свой ум и сердце одним светским чтением. О жизни святых ни взрослые, ни дети часто и понятия не имеют. Так живут семейства, не отказывающиеся называть себя православными, христианскими.
Мы не говорим здесь о говении и приготовлении к исповеди и св. причащению. С каким трудом, с какою неохотою делают это святое дело! С какими опущениями, сокращениями! Многие весьма странные предъявляют при сем требования, неслыханные в прежние времена. Не здесь ли корень тех прискорбных явлений в семействах, о которых мы упомянули? Да, отдаление от церкви, от ее духа — это великое, ничем непоправимое зло. Где изгоняется дух церкви, там начинает господствовать дух времени; там мода и обычаи мирские водворяются со всею силою; там другой взгляд на жизнь; там начинается жизнь одним настоящим без надежды на будущее вечное; там постепенное возвращение ко временам язычества.
Какую противоположность со всем этим составляет святое семейство преподобных Ксенофонта и Марии и чад их! Как далеко оно было от духа мира развращенного! Каким оно дышет здесь неподдельным благочестием! Отец лежит на смертном одре, он собирает вокруг себя детей, дает им наставления. И какие это трогательные наставления! Чего-чего не высказано в них! А как они молитвенны, как преданы воле Божией, сколько веры в Промысл Божий! Получают они известие о гибели корабля, на котором плыли дети, и они, огорченные, не предаются отчаянию, но твердо верят, что дети их спасены. И, предавшись в волю Божию, целую ночь проводят в молитве. Вот чем заслуживается благословение Божие, которое так редко видим над семействами в нынешнее время. Вот почему и дети оказались подобными своим родителям. Молитвы родительские спасли их. Добрый пример отца и матери заставил их, спасенных от бури, искать другого — душевного спасения, и нигде более, как в монастыре. Родители любили иноческий сан, монашескую жизнь — вот что привело их в монастырь.
Родители! Не увлекайтесь духом времени, живите по духу веры и церкви. Старайтесь стяжать дух благочестия сами, в таком же духе воспитывайте и детей своих. Помните Бога и Его святые заповеди. Любите молитву домашнюю и церковную. В скорби не унывайте. В радости и счастии благодарите - подобно Ксенофонту и Марии, твердо верьте в Промысл Божий и, будьте уверены, спасетесь и вы, будут спасены и дети ваши, как спаслись среди треволнений житейских дети Ксенофонта и Марии.